Отчет Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ за 2011/2012 учебный год.

 Деятельность института новых образовательных технологий и информатизации в 2011-2012 году была направлена на расширение информационного пространства университета путем вовлечения в образовательную деятельность  новых научных достижений, повышения мобильности научно-педагогических кадров за счет использования новых инфокоммуникационных технологий. Каждое структурное подразделение ИНОТиИ  строило свою работу в соответствии с целями и задачами, стоящими перед институтом.

Центр перспективных медиа-технологий ИНОТиИ

В 2011/2012 учебном году Центром перспективных медиа-технологий проводилась координационно-техническая и научно-образовательная деятельность в области разработки новых обучающих сетевых комплексов. С этой целью была налажена постоянная работа видеоконференц-связи на базе платформы Adobe Connect. Организовано взаимодействие специалистов  центра с партнерами РГГУ в удаленном режиме. Сотрудниками ИНОТиИ проводилось дистанционное чтение лекций, трансляция в сети Интернет и видеозапись мероприятий РГГУ: секции Всероссийского фестиваля 3D фильмов (12.2011), XI Рождественского фестиваля лучших студенческих мультимедийных интерактивных инсталляций (12.2011), заседаний секции Гуманитарных чтений РГГУ 2012 «Гуманизм и научно-технический прогресс» (04.2012), презентации фотоальбома ИАИ РГГУ (04.2012), XIII международного образовательного форума «Интеллектуальное пространство» (06.2012) и др. Центр продолжает работу по записи тематических научных видеоблогов по курсу «Интегральная психофизиология и двоичнобифуркационная концепция устойчивости биофизического поля» ведущего российского специалиста А.Н. Качалкина. Проведены вебинары по данной тематике. Силами сотрудников центра осуществлялась инсталляция мультимедийного и проекционного оборудования для  сопровождение мероприятий, проводимых ИНОТиИ в РГГУ, в том числе с использованием систем 3D-визуализации. В феврале 2012 г. центр завершил тестирование оборудования для беспроводной презентации с мобильных планшетных устройств. Суть новой технологии презентации заключается в возможности проведения мультимедийного выступления (лекции) с использованием графических комментариев выступающего на мобильном устройстве. Тестирование данной технологии показало устойчивую работу комплекса оборудования, простоту наладки и подключения и самое главное удобство и комфорт проведения занятий в больших лекционных аудиториях, в которых выступающий имеет возможность свободно перемещаться.

 Сотрудники Центра перспективных медиа-технологий принимали участие в ряде международных мероприятий: Международном научном конгрессе ISCAR - общества культурно-исторических исследований  (Италия, Рим, Университет Sapienza, 10.2011), Международной научно-практической конференции «Российский опыт внедрения передовых аудиовизуальных и информационно-коммуникационных технологий в образование и науку» (Москва, 11.2011), Международной научной конференции Интеллектуальные системы и компьютерные науки (Москва, МГУ, 12.2011).

В рамках V Гуманитарных чтений РГГУ в апреле 2012 г. силами специалистов центра была организована секция «Гуманизм и научно-технический прогресс». В заседании приняли участие представители педагогической общественности, социологи, философы и психологи. С использованием сетевых коммуникаций стало возможным подключение к работе управляющего делами Института русской культуры им. Ю.М.Лотмана Рурского университета (Германия)  д-ра К. Вашика, а также философов и психологов из регионов России. На секции центром дискуссии стал вопрос о том, способна ли самая современная электронная техника заместить или хотя бы частично компенсировать дефицит содержательно-образовательной мотивации у нынешнего поколения студентов и школьников равно как создать неотчужденную профессиональную мотивацию у профессорско-преподавательского состава.  

В 2012 учебном году продолжил свою работу  постоянно действующий философско-психологический семинар под руководством ведущего специалиста центра канд. психол. наук А.В. Сурмавы. Темами заседаний семинара стали проблемы становления и развития человека во всех аспектах, начиная от теоретических проблем общей биологии и вплоть до социально-культурных проблем образования, от философских проблем мышления до проблем социально исторического самосознания. Семинар ориентирован на педагогов и философов, психологов и историков, на всех, кому небезразлична проблема воспитания человека мыслящего в условиях новой информационной среды.

Совместно с МУНЦ РГГУ «Высшая школа европейских культур» и Рурским университетом (ФРГ) была продолжена разработка и создание отдельных языковых модулей интерактивной обучающей платформы ReadingHQ для обучения чтению и пониманию текстов на иностранном языке.

Начата разработка структуры и подготовка материалов для создания интернет-курса по психологии.

На основе преподаваемого в РГГУ курса «Информационная эвристика» совместно с библиотекой РГГУ и библиотекой Рурского университета (ФРГ) разрабатывалась концепция дистанционного курса повышения информационных компетенций с учетом специфики подготовки и организации доступа к информации российских и европейских студентов.

     Центр ведет  достаточно обширную международную деятельность, так в рамках функционирования российско-германского Совета по информатизации РГГУ – Рурского университета (ФРГ) организовано совместное использование платформы видеоконференц-связи Adobe Connect Рурского университета для обеспечения учебного процесса, организационной деятельности и научных мероприятий, проводимых в РГГУ на базе ИНОТиИ. На XIII Международном образовательном форуме «Интеллектуальное пространство» усилиями сотрудников центра было организовано удаленное подключение к работе форума декана факультета Университета Загреба (Хорватия) Т. Удильяка.

В ходе совместной работы руководителя Центра перспективных медиа-технологий К.В. Харина с директором библиотеки РГГУ Л.Л. Батовой и директором библиотеки Рурского университета Э. Лапп начата разработка концепции сетевого обучающего курса для повышения компетенции студентов при работе с информацией в условиях современного учебного процесса.

Совместно с координационным бюро ConRuhr International Russia, представляющим интересы Университетского альянса Бохум – Дортмунд – Дуйсбург-Эссен Рурской области Германии, организован визит и участие в работе Международного форума «Интеллектуальное пространство» научного сотрудника Института робототехники Дортмундского Технического университета Ш. Тассе. Достигнуты договоренности о проведении нескольких совместных научно-учебных мероприятий с активным участием сотрудников университетов Альянса в 2012-2013 гг.

Лаборатория по проблемам информатики, сенсорики и мехатроники ИНОТиИ

       В последние годы все более  актуальной становится  задача  разработки   нового  подхода к высшему и профессиональному среднему образованию на основе использования мехатронных и сенсорных устройств.  Для  решения данной задачи сотрудниками Лаборатории по проблемам информатики, сенсорики и мехатроники ИНОТиИ и реализации базовых компонент новой образовательной модели была создана виртуальная экспериментальная сетевая площадка. В ее создании приняли активное участие партнеры ИНОТиИ: Российская Инженерная академия, Международная лаборатория «Сенсорика», Московский государственный технический университет  приборостроения и информатики, Московский государственный технический университет «Станкин» (НОЦ «Мехатроники и сенсорики»), Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН. Как показывает практика, разработка алгоритмов и программ в области интеллектуальной робототехники требует достаточно больших ресурсов и соответствующей научно-производственной базы, поэтому в современных условиях необходима интеграция усилий специалистов и организаций, работающих по данной тематике. В 2011 г. Лаборатория по проблемам информатики, сенсорики и мехатроники ИНОТиИ выступила с инициативой создания специализированного центра, объединяющего ресурсы российских и зарубежных научных институтов, а в  2012г.  был организован Научно-образовательный Центр "Интеллектуальная роботроника" при Российской инженерной академии. Кроме  ИНОТиИ в центр вошли  пять технических университетов и организаций РАН и РИА. Руководителем Центра был назначен заведующий лабораторией ИНОТиИ  член-корреспондент РИА, д.т.н. В.Е. Пряничников. В настоящее время  в рамках договоров и соглашений реализуются  инновационные проекты сенсорно-управляющих систем для мобильных технологических роботов, предназначенных для работы по заданиям МЧС и МинАтома.  Одновременно с научно-производственной деятельностью сотрудниками лаборатории велась работа по подготовке кадров специализации “Инженер по знаниям”, а также специалистов по сенсорике, умеющих выстраивать интеллектуальные обратные связи для управления робототехническими системам.

         В течении 2011/2012 учебного года состоялось более 30 заседаний Объединенного семинара по робототехническим системам ИНОТиИ РГГУ, ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, под руководством А.К. Платонова и В.Е. Пряничникова.             

Под научным руководством В.Е. Пряничникова, ведущий специалист лаборатории В.П.Андреев,  успешно защитил докторскую диссертацию "Разработка новых принципов построения информационно-измерительных систем мобильных роботов".

Своебразным итогом многолетней работы лаборатории стал  XIII Международный интерактивный форум образовательных технологий «Интеллектуальное пространство», организованный ИНОТиИ РГГУ который состоялся 7 июня 2012 г. На форуме  были  представлены новейшие решения в области мехатроники и робототехники для решения задач образования, науки, культуры и бизнеса. Почетным гостем Международного форума стал Президент «DAAAM-International», профессор Венского университета технологий, доктор наук Б. Каталинич. В выступлении на форуме Б. Каталинич подчеркнул роль международного партнерства с Россией, с РГГУ в создании интеллектуальных алгоритмов и программ для автоматизированных производств. На открытии форума,  руководитель департамента учебных технологий Международного концерна FESTO К. Резин, торжественно передал  в РГГУ два мобильных робота ROBOTINO, которые будут участвовать в исследованиях  объединенной научной группы специалистов РГГУ, ИПМ, МГУПИ, Станкина, ДвФУ и четырёх университетов Австрии и Хорватии под эгидой Российской инженерной академии.  Концерн  FESTO известен не только своими устройствами, но и системой  подготовки высококвалифицированных кадров, рекордным   финансированием научных исследований в 68 странах мира.

            В 2011/2012 г. продолжила свою работу  Школа-семинара «Интеллектуальные и адаптивные роботы», в рамках которой состоялось 14 заседаний.

Учебно-научная лаборатория развивающих технологий

            Созданная  учебно-научной лабораторией развивающих технологий ИНОТиИ лабораторией модель лингво-психо-физио-логической концепции развития/саморазвития познавательной активности субъекта обучения  внедрялась в образовательный процесс в специально созданных условиях обучения. В течение учебного года в рамках концепции проводились наблюдения за развитием познавательной активности студентов,  их психологическим и физическим состоянием. Была разработана методика проведения занятий и подобраны 10 учебных модулей по разным темам: страноведение, высшее образование,  культура и информация и др.  При обучении студентов различным видам чтения (просмотровому, аналитическому, выборочному) специальных текстов фиксировалась сформированность интегральных, динамических, саморазвивающихся, перцептивных способностей человека в  коммуникационно-информационной среде. Логические операции, как метатехнологии усвоения, понимания и осмысления осуществлялись в тексте с языком, речью и мышлением при извлечении информации в условиях чтения текстов различных жанров и разной сложности. Целью практических занятий по чтению текстов на родном и иностранных языках в рамках лингво-психо-физио-логической концепции развития/саморазвития являлась оценка качества приема переработки и применения информации в перцептивном звене познавательной деятельности (различных видах чтения) при извлечении информации с помощью усложняющихся операций (метатехнологий) с языком, речью и смысловым содержанием профессионально-ориентированных текстов.

             Практическая работа по внедрению концепции в процесс обучения в 2011/2012 г. позволила уточнить теоретическое изучение проблемы управления  саморегуляцией и познавательной активностью субъекта и сделать дополнения к методическому обеспечению формирования интегрального механизма познавательной активности перцептивного звена как психического новообразования. Кроме того, были разработаны методические приемы предметного обучения и оценки качества работы студентов по параметрам  полноты, адекватности, глубины и интенсивности усвоения понимания и осмысления информации, извлекаемой из  текстов.

      С марта 2012г. было расширено  концептуальное поле исследований учебно-научной лаборатории. В качестве базы были использованы  принципы научного исследовательского проекта «Интерактив плюс», развиваемого  ИНОТиИ РГГУ совместно Институтом философии РАН и другими  образовательными и научными учреждениями с 2005 г. Главной идеей проекта является решение проблем интерактивных межсубъектных коммуникаций с использованием современных компьютерных систем, цифровых сетей, 3D технологи в гуманитарном аспекте.  В работе было сфокусировано внимание на активное исследование интерактивного топоса человека, характеризующего его как сложную самоорганизующуюся систему, способную самостоятельно достигать устойчивых и оптимальных состояний при наличии целей развития. Эта позволяет решать сложные перспективные задачи, осваивать новые знания, а так же разрабатывать практические технологии коммуникаций в реальных и виртуальных средах. В связи с данными перспективами были выявлены подходы к анализу систем взаимосвязей, которые интенсивно расширяются новыми компьютерными цифровыми и сетевыми технологиями, обогащающими сферу образования, дающими ей новый импульс развития. Возможно говорить о возникновении нового параметра порядка  в системах взаимоотношений, новых вызовах, на которые должны отвечать работы лаборатории.

       В область исследовательского внимания лаборатории попал и требует постоянного внимания актуальный вопрос, связанный с активным развитием дистанционного образования и веб-технологий общения, а именно, формирование стандартов по предоставлению образовательных услуг в сфере современного высшего профессионального образования, что требует инновационных подходов, выработки эффективных решений. Особенно это важно для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Среди всех образовательных субъектов коммуникативная пара “учитель-ученик”, “педагог-студент” становится наиболее эффективной единицей оптимизации образовательного взаимодействия, в рамках  которой можно ставить и решать задачи формирования профессиональных компетенций, помогать студенту более эффективно и самостоятельно развивать свои способности, укреплять мотивацию к самообучению, разрабатывать собственные цели и строить перспективу.  

     Данные направления деятельности показывают, что в учебно-научной лаборатории успешно развивается сотрудничество с ПИ РАО, позволяющее находится в поле новейших технологий исследования психологических возможностей человека. Одновременно создаются устойчивые взаимоотношения по обмену опытом с лабораториями других вузов: знакомство с методами комплексного тестирования состояний человека (МосГУ, факультет психологии и социальной работы), укрепление профессионального подхода к оценке эффективности дистанционных коммуникаций, особенно при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья,  создание инклюзивной среды при использовании современных мультимедийных компьютерных технологий сетевых коммуникации (МГППУ, факультет дистанционного образования). Устойчиво развивается сотрудничество в сфере методологии исследования человека и создания практических решений на основе изучения технологий гуманитарной экспертизы. Важное значение в этом контексте показали разработки по синергийным (кооперативным) эффектам взаимодействия субъектов коммуникации  (Институт философии РАН, Ярославцева Е.И.).

         На основе поставленных концептуальных задач в отчетный период была так же продолжена деятельность лаборатории по обмену опытом, научно-исследовательской информацией с участием приглашенных специалистов в рамках организованных лабораторией специализированных семинаров «Интер-реализация информации при работе с текстами». Формат систематического  обмена мнениями стал  ведущим при осуществлении практических задач.  По данной тематике было проведено 8 заседаний.

Лаборатория системной интеграции образовательного пространства

Лаборатория продолжает реализацию проекта “Учитель2Учитель”, включающего в себя активное использование ИТ-инструментов в повышении квалификации работников образования. В рамках проекта в  августе 2011 г. сотрудники ИНОТиИ приняли участие в работе  Всероссийского образовательного форума «Умная школа», организованного по инициативе телеведущей и общественного деятеля Т. Канделаки. Основной задачей форума было наладить конструктивный диалог между всеми участниками образовательной системы. В формате открытых дискуссий участники мероприятия обсудили качество и содержание российского школьного образования, позитивные и негативные стороны ЕГЭ, школьные образовательные стандарты и закон об образовании.

Сотрудники Лаборатории интеграции образовательного пространства ИНОТиИ РГГУ в сентябре 2011 г. приняли участие онлайн-конференции  сообщества eLearning PRO  для разработчиков электронных курсов - eLearning Сase Studies, на которой  ведущие специалисты рассказали о лучших практиках создания учебных курсов. В октябре 2011 г. Сотрудники Лаборатории интеграции образовательного пространства и ученые ИФ РАН провели телемост круглого стола Армина Грунвальда Москва-Карлсруе «Убьют ли технологии будущее?», который открыл цикл "Футурология: Будущее будущего". Совместная работа показала, что представители академического сообщества обеих стран - России и Германии - озабочены проблемами экспертной оценки современных технических возможностей человека, имеют много точек соприкосновения по обсуждаемой теме и перспектив для работы

21-22 ноября прошел форум педагогических вузов России "Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России". Форум проводился при поддержке Комитета по образованию Государственной Думы РФ, Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования и Департамента образования Москвы. В работе секции "Современный учитель: новые грани профессионального мастерства" приняли участие сотрудники лаборатории, директор ИНОТиИ Кувшинов С.В. выступил с докладом "Как учителю не стать заложником Hi-Tech'а". На форуме обсуждались вопросы модернизации педагогического  образования России.

Программа INTEL « Обучение для будущего»

      2011 г. для программы INTEL «Обучение для будущего» был юбилейным - десять лет программа работает в России и седьмой год в нашем университете.

      РГГУ является официальной площадкой корпорации Intel  по обучению новым компьютерным технологиям. Целью обучения является продвижение образовательных инициатив, помочь студентам развить мыслительные умения высокого уровня, необходимые для наиболее полной реализации их возможностей.

За 2011/2012 учебный год было обучено более двухсот студентов по программе INTEL «Обучение для будущего». На конкурс было представлено 204 проекта, из них 187 студента получили свидетельства INTEL. Защита студенческих работ проходила на специальных семинарах в РГГУ. В 2011/12 году слушатели имели возможность пройти  обучение по ряду курсов: «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века»; основной курс Intel в очно-дистанционной форме (Teach Essential Online, TEO); курс Intel «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века».

На ХI рождественском фестивале интерактивных мультимедийных инсталляций был представлен показ лучших работ по программе Intel, в котором смогли принять участие студенты московских вузов. Цель конкурса: оценить умения учащихся эффективно применять аудиовизуальные интерактивные средства для представления творческих исследовательских работ, а также навыки публичной медиапрезентации.  На предварительных этапах из представленных работ был произведен отбор 5 наиболее креативных. Участниками финального тура стали: студентка 5 курса Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) А. Атапина с темой «Чему Не учат в школе?», студентка 1-го курса Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Ю. Бандич с темой «Бесправный мир», студент 5 курса Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Д. Минасян  с работой «Человек на обочине», студентка 3 курса Государственного академического университета  гуманитарных наук (ГАУГН) М.  Весловская - работа «Симметрия любви», студентка 4 курса Московского педагогического государственного универститета (МПГУ) О. Кочетова  с инсталляцией «Нить Ариадны».

Ежегодно в программе проводится большое количество значимых мероприятий: так 9 декабря 2011 года в Москве, прошла  4-я международная конференция Intel “Чему и как учиться и учить в XXI веке”, посвященная 10-летнему юбилею программы Intel® "Обучение для будущего". На конференции был представлен опыт РГГУ по внедрению проектных технологий. Программа Intel® «Обучение для будущего» является одной из востребованных программ повышения квалификации в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения.

Участие ИНОТиИ в конференциях в 2011/2012 г.г. 

В период летних школьных каникул 2011 года ведущие специалисты ИНОТиИ РГГУ приняли участие в работе XXII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» - «ИТО-Троицк-2011». Своим опытом с коллегами поделились руководители и специалисты органов управления образованием  регионов России, представители дошкольных учреждений, директора и учителя начальной и средней школы, преподаватели вузов, которые рассказали о достижениях своих образовательных учреждений в вопросах развития единого информационного пространства.

20-21 сентября в Москве в Экспоцентре прошла Международная выставка конференция EDUTech Russia 2011, в работе которой   участие приняли сотрудники     ИНОТ. Основными темами обсуждения стало будущее образования.

    В сентябре 2011 г. в Риме в университете Sapienza состоялся третий конгресс ISCAR (Межданародного Общества Культурно-Исторических Исследований) Темой конгресса было дальнейшее развитие культурно-деятельностного подхода для развития новых поколений в условиях глобализирующегося мира. В конгрессе принимало участие более 700 участников из множества стран и со всех континентов. Большой делегацией была представлена и Россия – страна, в которой собственно и зародилось научное направление, известное во всем мире как “CHAT” или культурно-деятельностная психология. В конгрессе принимали участие сотрудники ИНОТиИ А. Сурмава и Г. Сурмава.

        Сотрудники ИНОТиИ 18-19 октября приняли участие в работе VIII международного симпозиума "Рефлексивные процессы и управление", организованного Клубом инновационного развития, проходивший в ИФ РАН. На симпозиуме рассматривались вопросы инновационных перспектив России в области социогуманитарных технологий, а так же современные проблемы коммуникаций человека и робота.

Сотрудники Лаборатории интеграции образовательного пространства 22 ноября  в Институте философии РАН приняли участие в работе научной конференции "Новые технологии и развитие человека" (XI Форловские чтения), в рамках которой в течение десяти лет рассматривались проблемы развития человека.

С 16 по 20 ноября  проходила крупнейшая выставка-ярмарка высоких технологий Китая - CHTF (China Hi-Tech Fair) в Шэньчжене, в выставочном центре Shenzhen Convention & Exhibition Center. ИНОТиИ РГГУ принял участие в выставке в рамках объединенной российской экспозиции. На выставке ИНОТиИ РГГУ представлял: учебно-исследовательский интерактивный аудиторный комплекс исследовательского университета для преподавания всего спектра гуманитарных дисциплин, созданный на основе новейших презентационных интерактивных технологий; сетевые мультимедийные учебно-методические и справочно-информационные комплексы по истории и теории развития науки, техники, технологий и проектирования сложных социо-технических систем; информационно-внедренческий венчурный проект "East-West Technologies", объединивший в неформальный клуб владельцев технологий: РГГУ, ИПМ им. М.В. Келдыша, Международную лабораторию "Сенсорика", Дальневосточный государственный технический университет; автономные мобильные учебные роботы "Amur" - программно-аппаратные комплексы для обучения информатике, мехатронике и сенсорике и мобильные роботы "Mars-rover", "Sensorika" для экологического мониторинга.

С 5 по 10 декабря 2011 г. в Москве на механико-математическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова проходила X международная конференция «Интеллектуальные системы и компьютерные науки». На пленарном заседании с совместным докладом выступили председатель программного комитета конференции академик АТН РФ проф. В.Б. Кудрявцев, П.А. Алисейчик, К. Вашик (Рурский университет, ФРГ), А.С. Строгалов и руководитель УНЦ перспективных медиа-технологий ИНОТиИ РГГУ К.В. Харин. Доклад был посвящен компьютерным интеллектуальным системам обучения.

Сотрудники ИНОТиИ приняли участие в работе III Международной научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании" проводившейся в Государственной налоговой Академии при поддержке  кафедры Юнеско по информационным и инновационным технологиям в профессиональном образовании. На конференции обсуждались вопросы создания и освоения технологически насыщенных сред в ВУЗах, задачи педагогического  использования технологически насыщенных образовательных сред, обучение на протяжении всей жизни как способ приобретения  компетенций, знаний и навыков, необходимых для успешного построения карьеры и проблемы непрерывного профессионального совершенствования преподавателей высшей школы  с использованием технологически насыщенных сред.

22 февраля в рамках II Международной научно-практической конференции "Психологическая помощь социальнно незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)" проходящей в МГППУ состоялся мастер-класс, ведущими которого были директор ИНОТиИ Кувшинов С.В. и  Ярославцева Е.И.. Мастер-класс  был посвящен социальным  аспектам  психологии и технологии коммуникаций с использованием новейших интерактивных технологий

28 апреля прошла Международная конференция посвященная проблемам использования технологий трехмерной визуализации в образовании. Конференция была организована всемирно известной компанией Texas Instruments. Ведущие специалисты ИНОТ были.

15 мая сотрудники ИНОТиИ приняли участие в работе Международном форуме YEES. Форум YEES (аббревиатура Your Education Enables Success) проходит в Москве уже третий год подряд, являясь площадкой для обсуждения и обмена опытом, презентации передовых практик в сфере образования, предпринимательства, инновационных технологий от лица признанных отечественных и мировых лидеров. Лейтмотив Форума 2012 года – будущее образования и демонстрация влияния современных технологий на фундаментальную трансформацию образовательного процесса.

 

         Материалы деятельности Института в 2011/2012 учебного года нашли отражение в  34 научных публикациях в журналах, посвященных проблемам науки, техники, образования, философии, культуры.

        Выполнение подразделениями ИНОТиИ поставленных на 2011-2012 учебный год задач позволило обеспечить  рост эффективности обучения в университете за счет широкого использования информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий в учебном процессе, направленных на интенсификацию обучения.