2010/2011

     Основными направлениями деятельности института новых образовательных технологий и информатизации (ИНОТиИ) в 2010/2011 учебном году было обеспечение  кардинального роста эффективности обучения в университете за счет широкого использования информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий в учебном процессе путем разработки и внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий и учебно-методических комплексов, направленных на интенсификацию обучения. В соответствии с поставленными задачами каждое структурное подразделение ИНОТиИ внесло свой вклад.

 Центр перспективных медиа-технологий 

В 2010/2011 учебном году в Центре перспективных медиа-технологий велась разработка серии интерактивных заданий по курсу «География Японии». Совместно с кафедрой иностранного языка и Центром сетевого вещания ИНОТиИ разработана система «Английский язык. Дистанционный курс». Система представляет собой «виртуальный класс» – сайт, предназначенный для осуществления коммуникации преподавателя со студентами. Предусмотрена возможность удаленного выполнения различных интерактивных заданий с последующей автоматической проверкой правильности их выполнения и информирования о результате преподавателя.
           В Центре регулярно проводились консультации для преподавателей РГГУ, желающих создать свой собственный электронный сетевой учебный курс.

Сотрудниками центра подготовлен к печати сборник методических рекомендаций по курсу повышения квалификации профессорско-преподавательского состава РГГУ «Методика разработки электронного мультимедийного учебного пособия с использованием современных информационных и коммуникационных технологий». Ведущие научные сотрудники Центра приняли  участие в "Фестивале науки", "IV Гуманитарных чтениях»  в специально организованной секции.

В 2010-2011 г.г. продолжалась реализация совместного проекта Политехнического музея и РГГУ «Музей истории науки и техники» – музейная экспозиция в стенах РГГУ (куратор экспозиции со стороны РГГУ доц. А.Н. Медведь). Создан Интернет каталог постеров мировых Музеев науки и техники.

Центр по разработке информационно-образовательных проектов 

В 2010/11 гг. продолжались исследования в главных направлениях работы Центра: разработка информационных инструментов познания; изучение типов умственного творчества и обучения. В рамках первого направления подготовлены сценарии интерактивного познавательного движения по тематике точного естествознания. Подготовлены предложения к инвесторам с целью создания действующих образцов познавательных игр и более традиционного жанра – познавательных фильмов. В рамках второго направления установлено, что внешняя природа требований, предъявляемых при обучении, позволяет культивировать только один тип мышления – адаптации к внешним требованиям, что неизбежно приводит к некритическому принятию так называемых научных форм знания и деятельности, жёстко этим ограничивая свободу мышления.  По данной тематике подготовлена и принята в печать монография  руководителя Центра Шеховцова С.Г. «Высшее образование и творчество».

Сотрудниками Центра в 2010/2011 учебном году были прочитаны лекции "Гендерные аспекты в российском искусстве" для студентов Факультета истории искусств, проведён цикл мастер-классов по программе Музейного центра и Фонда Тышлера по теме "Гендерный проект в постсоветском искусстве". Прочитан курс лекций для студентов факультета истории искусств РГГУ "Маркетинг и менеджмент в кураторской профессии".   

          Центр участвовал в подготовке следующих всероссийских проектов: 17 сентября 2010 выставка в Московском музее современного искусства "Жен де Арт: Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989-2009". 2-3 октября 2010: Круглые столы на тему " Гендер в визуальной культуре послевоенной Европы". Прочитан доклад "Художественные музеи университетов США и Европы", на конференции, состоявшейся 31 мая в РГГУ и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

Лаборатория системной интеграции образовательного пространства

В 2010/2011 г.г.  лаборатория продолжила реализацию проекта “Цифровое образование» для среднего и высшего образования РФ. Проект позволяет обеспечить гибкое управление учреждением, преподавателю - учитывать индивидуальные потребности учащихся  и одновременно оценивать качество знаний и компетентности. Собрана библиотека решений в области информационных технологий, которая предлагается различным учебным заведениям для реализации на практике. Апробирование проекта продолжается в школах Московской и Вологодской областей.

В 2010/2011 году продолжена работа по проекту “Учитель2Учитель” - организационная и технологическая платформы, которые позволят осуществлять процесс повышения квалификации без отрыва от производства и исключая лишних  посредников между опытом и заинтересованным в его освоении работником образования. Информационные технологии позволяют обеспечить оперативный и удобный доступ к нужным знаниям и экспертам вне зависимости от расстояния. Интернет-сообщество позволяет более адресно, чем в традиционных системах личного общения, выбрать адекватные источники информации на основе открытых систем само- и взаимооценки. В рамках проекта совместно со школой «Логос ЛВ» г. Мытищи Московской области создана образовательная программа повышения квалификации, которая проходит утверждение в органах управления образованием Московской области, проведены серии семинаров по технологии проектной деятельности в школе и вузе.

За отчетный период лаборатория принимала участие в организации двух конференций о обмену опытом для руководителей образовательных учреждений, заместителей по воспитательной работе и по информатизации образовательных учреждений, организаторов и руководителей теле-, видео-, медиацентров в образовательных учреждениях РФ. Обе конференции прошли в рамках Международного фотофорума в “Крокус-экспо” в апреле 2010 и 2011 г.г.

Лаборатория выступила организатором конференции “Цифровое  образование” в рамках  международной выставки Integrated Systems Russia 2010 и премии для стратегов информатизации образования. На премию номинировались специалисты, работающие в образовательных учреждениях всех организационно-правовых норм и органах управления всех уровней, осуществляющие стратегическое управление в области информатизации образования (в силу своих функциональных обязанностей и в рамках проектной деятельности). На премию было номинировано 203 претендента, награждение 10 лауреатов состоялось на выставке ISR 2010 в Москве в Гостином дворе.

Центр сетевого обслуживания и информационной поддержки комплекса мультимедийных классов

         С 1999 года в РГГУ функционирует комплекс мультимедийных многофункциональных классов, созданный ИНОТиИ,  в которых проводится учебный процесс по всему спектру дисциплин, преподаваемых в университете. В 2010/2011 учебном году была проведена замена аудио-видео оборудования в семи аудиториях - и оснащена интерактивным оборудованием ещё одна новая аудитория – «Класс мультимедийных технологий» (ауд.429), таким образом общее число оборудованных аудиторий Института возросло до 23.  В результате модернизации программы составления расписания и усовершенствования форм заявок на посещение компьютерных классов возросла оперативность функционирования аудиторного компьютерного комплекса.

       Помимо учебных аудиторий, важной составляющей инфраструктуры является серверное ядро. В начале 2011 года был осуществлен перенос всего оборудования в специализированную серверную и скорость подключения к сети Интернет увеличена с 4 до 6 Мбит/сек.

      Совместно с Учебным Управлением в декабре 2010 года был проведен Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО). Экзамен проводился в форме компьютерного тестирования студентов и направлен на проверку выполнения требований Государственных образовательных стандартов профессионального образования. Целью ФЭПО является формирование единых требований к оценке качества подготовки специалистов. В тестировании приняли участие 1600 студентов очной формы обучения по 29 специальностям и учащиеся Гуманитарного колледжа РГГУ по программам СПО.

       Актуальность лицензирования программного обеспечения в учебном процессе очевидна. При подготовке к 2010/2011 учебному году и после первого семестра был проведен комплексный анализ используемых преподавателями программ. По итогам работы сформирован реестр программного обеспечения, подобраны бесплатные замены коммерческим продуктам, сформирована заявка на приобретение программных продуктов. В течение года проводилась замена программных продуктов при поступлении лицензионных копий.       

 Институт активно развивает направления по использованию в учебном процессе дистанционных средств обучения. Было проведено более 19 он-лайн мероприятий с удаленными партнерами Университета, как в России, так и за рубежом. Мероприятия проводились в различных форматах - это и лекции ведущих ученых и преподавателей Университета, и семинарские занятия по иностранному языку с носителями языка, и студенческие конференции, и защита дипломных работ в филиалах Университета. Из масштабных мероприятий следует особо отметить курс лекций с Университетом Бакнелл (США) и участие в проекте «Шанхайские лекции 2010». Занятия по широкому спектру направлений проводились в формате видеоконференций с привлечением различных технических средств и новаций, представляющих новые методы трансфера знания: виртуальные встречи и дискуссии в 3D-мирах, совместная работа студентов в международных командах, студенческие презентации. Проект объединил 18 университетов из разных стран мира.  

Учебно-научная лаборатория развивающих технологий

      В области теоретической  и методической деятельности, в  учебно-научной лаборатории была создана модель «Лингво-психо-физио-логической концепции развития/саморазвития познавательной активности субъекта обучения» (канд.психол. наук Л.П. Бельковец) которая в 2011 учебном году проходила тестовые испытания в реальном учебном процессе. В течение всего учебного года в рамках концепции проводились наблюдения за развитием познавательной активности студентов,  их психологическим и физическим состоянием и медиа протоколирование результатов.
         Была заработана методика проведения занятий и подобраны тексты по теме «Креативность» (12 текстов) на английском языке.  При обучении студентов различным видам чтения (просмотровому, аналитическому, выборочному) специальных текстов фиксировались сформированность интегральных, динамических, саморазвивающихся, перцептивных способностей человека в  коммуникационно-информационной среде,  а также связи и отношения жизнедеятельности человека в быстроменяющихся внешних условиях уже в перцептивном звене приема, переработки и применения информации. Логические операции, такие как метатехнологии усвоения, понимания и осмысления осуществлялись в тексте с языком, речью и мышлением при извлечении информации в условиях чтения текстов различных жанров и разной сложности.
          Целью практических занятий по чтению текстов на родном и иностранных языках в рамках «Лингво-психо-физио-логической концепции развития/саморазвития познавательной активности субъекта обучения» является оценка качества приема переработки и применения информации в перцептивном звене познавательной деятельности (различных видах чтения) при извлечении информации с помощью усложняющихся операций (метотехнологий) с языком, речью и смысловым содержанием профессионально-ориентированных текстов.           Практическая работа по внедрению концепции в процесс обучения в специально созданных условиях  позволила уточнить теоретическое изучение проблемы управления  саморегуляцией и познавательной активностью субъекта и сделать дополнения к методическому обеспечению формирования интегрального механизма познавательной активности персептивного звена как психического новообразования. Кроме того, разработаны методические приемы предметного обучения и оценки качества работы студентов по параметрам  полноты, адекватности, глубины и интенсивности усвоения понимания и осмысления информации, извлекаемой из знаковых и образных источников.
       За отчетный период была продолжена деятельность лаборатории по обмену информацией с участием приглашенных специалистов, было организовано и проведено 5 семинаров  под общей темой «Пути интенсификации учебной деятельности и познавательной активности перцептивного уровня».
       В ноябре 2010 г. было
завершена разработка дисциплины “Психология антропных систем”, автор А.Н. Качалкин. Учебный курс создан для широкой аудитории и выложен в сети Интернет на сайте Медиа архив Центра сетевого вещания ИНОТиИ РГГУ.       
     
Лаборатория приняла  участие в Гуманитарных Чтениях РГГУ и в XII Международном интерактивном форуме образовательных технологий «Дополняя реальность» (июнь 2011 г.). Заведующая лабораторией Л.П. Бельковец записала 8 видео блогов с информацией по теории, методике и практическому применению технологий развивающих познавательную активность субъекта обучения. Сотрудниками лаборатории был проведен семинар по обучению различным видам чтения (скорочтение, рациональное чтение, профессионально ориентированное чтение) для слушателей Международной Коммерческой Академии (г. Жуковский).
        Многолетняя исследовательская работа лаборатории нашла свое отражение в мультимедийном, интерактивном справочно-информационном комплексе «Формирование историко-научного мышления на материале родного и иностранного языков. Слово в контексте» (Бельковец Л.П., Воронков Ю.С., Кувшинов С.В.) изданном в июне 2011г.

 

Лаборатории по проблемам информатики, сенсорики и мехатроники 

      Работа  лаборатории  выполнялась при частичной поддержке гранта РФФИ №10-07-00612 на период до 2012г., и с участием в Программе №3 ОМН РАН по теме «Современные вычислительные и информационные технологии решения больших задач». В 2010/2011 г.г.   лабораторией разработаны алгоритмы построения движения в системах  управления учебно-научных мобильных технологических роботов (типа Амур) и мехатронных систем различного назначения, основанные на сетевых технологиях и интерпретируемых языках, что позволило в разы сократить время отладки и прототипирования мобильных роботов специального назначения (в т.ч. для 294 центра спасательных операций особого риска МЧС, разработанная видеосистема прошла полуторамесячную апробацию в условия работы в зараженной зоне). Построенные системы позволили обеспечить устойчивость работы  в условия существенных сетевых задержек (до 1.2 с). Работы выполнялась при частичной поддержке гранта РФФИ №10-07-00612 «Создание новых методов построения специализированных систем обработки и анализа изображений и управляющих сигналов автономных и телеуправляемых мобильных роботов, их сенсорных и навигационных подсистем»  (научный руководитель лаборатории д.т.н. В.Е. Пряничников). По тематике гранта коллектив из 10 человек опубликовал в 2010/2011 году 25 работ, включая 10 патентов; 10 публикаций в реферируемых журналах из списка ВАК РФ, 7 публикаций в научных журналах.
          Разработаны элементы для виртуальной объединенной лаборатории — мобильный комплект для проведения семинаров и лекций с удаленным участием, проведена унификация и каталогизация оборудования для сети АМУР и подключаемых к ней устройств. Совместными усилиями  Лаборатории по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики ИНОТиИ РГГУ, ИПМ им. Келдыша РАН, Международной лаборатории «СЕНСОРИКА», а также при участии Ассоциации DAAAM, ДВФУ,  МГТУ МГУПИ, МГТУ «Станкин», Венского университета прикладных наук, Задарского и Загребского университетов в Хорватии создана Ассоциация - Научно-образовательный центр «Интеллектуальная роботроника» в структуре Российской инженерной академии. Сотрудники лаборатории приняли участие в 4-х выставках, подготовлены к защите докторская  диссертация В.П.Андреева, и кандидатская работа К.Б.Кирсанова.

Лаборатории технических средств обучения

На протяжении всего учебного года сотрудниками лаборатории осуществлялась техническая  поддержка конференций, круглых столов, дней открытых дверей, заседаний Ученого совета, семинаров, презентаций и т.п. мероприятий проводимых Университетом, в частности, таких как: IV Гуманитарные чтения, День РГГУ, ХI Чаяновские чтения, V Всероссийский съезд Российского общества историков-архивистов, Встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Волоколамского Иллариона, Российско-британская конференция "Идеи Д.С.Милля об индукции и логике наук о человеке и обществе в когнитивных исследованиях и системах искусственного интеллекта" и многих других. 

          Общее количество выполненных заявок по обеспечению техническими средствами мероприятий, лекций, семинаров и учебного процесса в целом за 2010/2011 учебный год составило 1647.
       Сотрудниками лаборатории постоянно ведется мониторинг работы интернет-базы заявок на оборудование и ее совершенствование для оптимизации работы всей службы, взаимодействия с другими структурами Университета, а также  автоматизирования процесса инвентаризации.
        В целях повышения качества проведения мероприятий с использованием технических средств проведены работы по затемнению конференц-зала ауд. №273 и поточной аудитории №390. Также для ауд. 390 приобретено стационарное аудио-видео оборудование.
       Успешно проведены работы по обеспечению видео и компьютерным оборудованием аудиторий  №108, 109 (3 корпуса) Центра русского языка как иностранного.

Школа IT ИНОТиИ в 2010/2011 учебном году

31 мая завершила свою работу в учебном 2010/2011 году Школа IT ИНОТ РГГУ. Программа повышения квалификации "Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в образовании" в Школе IT, была разработана на основе учебно-методического комплекса Института новых образовательных технологий РГГУ, и дополнена курсом Intel "Обучение для будущего", предусматривающим повышение квалификации преподавателей в области компьютерных технологий. В основу структуры программы положен модульный принцип организации учебного материала. Главной целью обучения в Школе IT является повышение компетенции преподавателей вузов в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления.

 В этом году прошли переподготовку 43 преподавателя из высших и средних учебных заведений Москвы и ближайшего Подмосковья. Для слушателей помимо занятий в РГГУ было организовано 9 выездных семинаров, приглашались с лекциями представители крупнейших IT компаний. Слушатели 2010/2011 года приняли участие в двух международных конференциях проводимых ИНОТиИ РГГУ. Программа курса повышения квалификации «Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в образовании»  в этом году была  дополнена разделом «Project Managerment», предусматривающим повышение квалификации преподавателей в области управления образовательными проектами.

Программа INTEL « Обучение для будущего»


               За 2010/2011 учебный год было обучено более трехсот студентов по программе INTEL « Обучение для будущего». На конкурс было представлено 362 проекта, из них 279 студентов получили свидетельства INTEL.Защита студенческих работ проходила на семинарах в РГГУ, а также на выпускных семинарах школы IT. Лучшие студенческие работы по мультимедийным интерактивным инсталяциям были представлены на Международных интерактивных форумах и днях Науки в РГГУ. В 2010/11 году слушатели имели возможность пройти обучение по ряду курсов, которые предлагает программа: Основной очный курс Intel «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века», Основной курс Intel в очно-дистанционной форме (Teach Essential Online, TEO), Курс Intel «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века», Курс Intel для руководителей «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения».

 В рамках V фестиваля науки в г.Москве и Дней студенческой науки РГГУ -2010 девятого октября на площадке РГГУ ИНОТиИ  был представлен  широкий спектр исследовательских проектов. Участие в фестивале  науки г.Москвы стало традицией ИНОТиИ. Ранее эти мероприятия  ИНОТиИ проводил на площадке Политехнического музея. В этом году - на площадке нашего университета в рамках дней студенческой науки РГГУ, при этом к участию привлечены  наши партнеры, учащиеся колледжа, студенты и преподаватели других Вузов России. Учащиеся гуманитарного колледжа РГГУ показали свои исследовательские проекты,  выполненные по программе.
          10 декабря в рамках специализированного проекта "Цифровое образование" Международного форума "Integrated Systems Russia 2010 " в НОУ "Логос" прошел коллоквиум "Образование средствами высоких технологий". В коллоквиуме приняли участие тьюторы  РГГУ по программе Intel « Обучение для будущего». Главными темами обсуждения стали методы и образовательные технологии на базе новейших компъютерных, аудиовизуальных и проекционных устройств. Учителя школы, прошедшие подготовку в Школе IT РГГУ, представили шесть мастер-классов по новой концепции интерактивного обучения с использованием проектных методик корпорации Intel. Большой интерес вызвали представленные проекты в секции « Учебный  процесс как образовательный медиаперформанс» такие как « Химические новости из дома» Д.И.Менделеева», « Амоле»: IT  и AV технологии в начальной  школе, «Пятый океан» : исследовательский проект и сетевые коммуникации. Мастер классы проходили в уникальных аудиториях школы: естественнонаучном театре "Фарадей" и учебно-исследовательском центре "Вольтер". На коллоквиуме присутствовали социальные партнеры российского образования компании "Полимедиа", "Визиоплан", "КМ образование".
         23 декабря 2010 в РГГУ прошёл X юбилейный Рождественский фестиваль интерактивных мультимедийных инсталляций. Постоянными организаторами фестиваля являются РГГУ, Лига Образования России при поддержке компаний SMART Technologies inc., Intel, Polymedia и AverMedia. Фестиваль 2010 года представлял собой показ лучших работ открытого конкурса мультимедийных интерактивных инсталляций, в котором смогли принять участие студенты разных московских вузов. Цель конкурса: оценить умения учащихся эффективно применять аудиовизуальные интерактивные средства для представления творческих работ, а  также навыки публичной презентации. В фестивале участвовали студенты РГГУ, РГТУ, МАИ, МГППУ, МГПУ, МВТУ, МГУ и др. столичных вузов. В финал конкурса прошли студенты из РГГУ, МГППУ, РГТУ,  РГПУ и МПГУ. Была  организована интернет-трансляция на сайты inot.rsuh.ru  и www.community.smartboard.ru, благодаря чему все желающие в режиме реального времени смогли стать виртуальными участниками фестиваля. За период проведения фестиваля трансляцию просмотрело более 500 человек.
            В 2010-2011 учебном году 24 участника программы INTEL награждены медалями «За службу образованию», учрежденными фондом Д.И. Менделеева, создана доска почета лучших тьюторов и координаторов программы. Среди награжденных директор ИНОТиИ, тьютор программы Intel «Обучение для будущего» С.В.Кувшинов.
           По итогам открытого конкурса на участие в Программе Intel® «Обучение для будущего» для образовательных учреждений РФ на 2011 год определился состав партнерских площадок Программы. В Программе продолжает участвовать    Российский государственный гуманитарный университет.

Участие в международных мероприятиях

       Институт совместно с другими подразделениями университета  принял участие в крупнейших российских и мировых выставках: ISR 2010 (Москва),  Cebit-2011 (Ганновер, Германия), BEТT-2011 (Лондон, Великобритания), Международной книжной ярмарке (Франкфурт, Германия), ISE 2011 (Нидерланды, Амстердам).  В апреле 2011  в г. Бохум (Германия) состоялось заседание российско-германского Совета по информатизации. Совет был организован РГГУ и Рурским университетом. Оба университета уже несколько лет продуктивно сотрудничают: Рурский университет стал первым зарубежным ВУЗом, совместно с которым РГГУ начал выдавать двойные дипломы магистров. На заседании было принято решение о расширении сотрудничества по ряду направлений, включая создание новейших сетевых обучающих систем. Во встрече приняли участие: директор Высшей школы европейских культур РГГУ и профессор Рурского университета Клаус Вашик, директор ИНОТ С.В. Кувшинов, начальник управления регионального развития РГГУ А.З.Арсенян, начальник Управления по информатизации и информационным технологиям Т.А. Беляева, директор научной библиотеки РГГУ Л.Л.Батова, ведущий специалист управления регионального развития РГГУ И.В.Демина, директор библиотеки Рурского университета Е.Лапп, проректор по международным связям М.Спрунг, руководитель ITподразделения университета М.Ротхакер, секретарь совета - К.Харин ведущий специалист ИНОТиИ РГГУ.

 

     Материалы деятельности Института в 2010/2011 учебного года нашли отражение в  78 научных публикациях в журналах, посвященных проблемам науки, техники, образования, философии, культуры 2-х монографиях и одном  DVD –rom’е.


            Выполнение подразделениями намеченных планов 2010/2011 учебного года  позволило Институту новых образовательных технологий и информатизации в полном объеме решать задачи университета,  инициировать постановку и выполнение высокоинтеллектуальных научно-образовательных и прикладных социально ориентированных проектов.