В 2008-2009 учебном году Институт новых образовательных технологий  и информатизации осуществлял свою работу по следующим направлениям:

 

Учебно-научный центр перспективных медиа-технологий

 В 2008–2009 г. продолжилось активное сотрудничество Политехнического музея и РГГУ по созданию музейной экспозиции в стенах РГГУ – «Музей истории науки и техники», а также по координации комплексного проекта «Мусейон», выполняемого еще и совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН.    

9 декабря прошло заседание Ученого совета Политехнического музея, на котором присутствовали ведущие сотрудники во главе с директором Института истории естествознания и техники РАН Постниковым А.В., специалисты ИНОТиИ РГГУ. На ученом совете был заслушан доклад заместителя генерального директора Политехнического музея Кожиной Л.М. о научной работе в 2004-2008 г.г. Директор ИНОТиИ Кувшинов С.В. сделал сообщение об итогах работы за пятилетний период научного сообщества Museon (Политехнический музей, ИИЕиТ РАН, РГГУ) и представил основные направления работ сообщества на 2009 г. Среди них: создание новой справочно-информационной библиографической системы "История естествознания и техники", "Научное наследие Д.И.Менделеева" (к 175 годовщине со дня рождения).

Сотрудниками Центра поддерживаются национальные Интернет-порталы посвященные истории науки и техники (www.historyscience.ru), проблеме изучения творчества Леонардо да Винчи (www.vinci.ru), Микеланджело (www.michelangelo.ru), Дюрера (www.durer.ru). Ведется переписка с посетителями сайта, постоянно обновляется содержательная часть. Материалы, размещенные в сети, используются в учебном процессе многих российских учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.

 

Лаборатория по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики

В рамках договора о совместных работах с Международной лабораторией «Сенсорика» - ИПМ им.Келдыша РАН и договора о НОЦ МГТУ СТАНКИН сотрудники Лаборатории приняли участие в Международной выставке на ВВЦ. На стенде МЧС демонстрировался проект компьютерного тренажера для тренировки спасателей действиям по ликвидации последствий ДТП. Презентация и видеоматериалы заинтересовали специалистов и руководство МЧС.

На Объединенным семинаре по робототехническим системам ИПМ им.М.В.Келдыша РАН, МГУ им.М.В.Ломоносова, МГТУ им.Н.Э. Баумана и ИНОТиИ РГГУ сотрудники лаборатории сделали доклад "Учебная интернет-робототехника и мобильные роботы "АМУР". Были рассмотрены проблема управления видеопотоками между учебными лабораториями через VPN-каналы, возможности управления учебными стендами "Фесто" и роботами с помощью коммандо-аппарата, а также реализация проекта объединенной лаборатории ИНОТиИ РГГУ - ДвГТУ - МГТУ Станкин - МЛС/ИПМ РАН-TU Wien. С ноября 2008 по январь 2009 года сотрудники Лаборатории по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики ИНОТиИ РГГУ, в рамках договора о совместных работах с Международной лабораторией «Сенсорика» - ИПМ им.Келдыша РАН приняли участие в разработке автономных мобильных учебных роботов серии АМУР для Дальневосточного государственного технического университета.

            Создаваемые в лаборатории программные технологии построения интеллектуальных систем находят применения не только в учебных роботах, но используются и для модернизации роботов МЧС. Ведутся работы по созданию программно-аппаратной сетевой видео-управляющей системы.

 

Лаборатория системной интеграции образовательного пространства

Лаборатория объявила о начале постоянного семинара, посвященного вопросам цифрового образования. Он проходит в виртуальном режиме R11; на форуме Всероссийского интернет-педсовета и в реальном - первое заседание прошло 26 сентября в РГГУ. В нем приняли участие преподаватели и сотрудники РГГУ, а также эксперты: Е.В.Лащенко и Е.С.Жукова московского Арт-центра. Вел семинар - сотрудник лаборатории - В.И.Редюхин, консультант по оргуправлению, преподаватель МФТИ. На семинаре состоялось обсуждение проекта "Цифровая школа" и план работы семинара.

25 декабря в Большом выставочном зале РГГУ состоялся восьмой конкурс "Рождественское Биеннале Мультимедийных Интерактивных Инсталляций".  Конкурс был организован Российским государственным гуманитарным университетом, Лигой Образования России при поддержке компаний Polymedia, SMART Technologies inc., Aquarius, Intel, Epson. В качестве экспертов конкурса выступили представители компаний Mercator Group, Controlling Chaos Technologies. Биеннале представляло собой открытый конкурс на определение лучшей мультимедийной работы, в котором смогли принять участие студенты гуманитарных, технических и естественнонаучных вузов. Цель конкурса: оценить умения учащихся эффективно применять мультимедийные интерактивные средства для представления творческих работ, а также навыки публичной медиапрезентации.

            Лаборатория также продолжает активное сотрудничество с Лигой образования и другими государственными органами в сфере образования и продвижения новых технологий.

 

Лаборатория технических средств обучения

 Лаборатория завершила комплекс работ по установке экранной системы в Большом выставочном зале РГГУ. Экранная система представляет собой электромеханическое устройство компании Projecta, и предназначено для установки в больших залах для отображения видеокомпьютерной информации размером 4х5 метров. Разработана  специальная система монтажа крупногабаритных экранных систем, благодаря которой финальная инсталляция заняла всего несколько часов. С использованием новой экранной системы стало возможным использования зала для проведения форумов, конференций и публичных выступлений.

Также в малом конференц-зале (ауд. 273) был установлен комплект стационарного оборудования для проведения различного рода мероприятий.

 Сотрудниками лаборатории началось изучение эффективности применения в образовательном процессе гуманитарных дисциплин нового мобильного интерактивного устройства ONfinity CM2 MAX. По сути, устройство состоит из малогабаритного ИК-приемника, подключаемого к компьютеру, который в свою очередь - к проектору. Таким образом появляется возможность управления изображением, по образу и подобию гиромауса. Проектор, при этом может светить как на экран, так и просто на стену, любую светлую поверхность и даже необязательно ровную. ONfinity - мобильное интерактивное устройство дает возможность графического комментирования образов, отображаемых на экране, дает преподавателю возможность "внедриться" в объект, тело, графическое изображение, в текст и, следовательно, предоставить максимально грамотный и глубокий комментарий к содержанию материала. Таким образом на вооружении преподавателя появился еще один инструмент для медиа-коммуникации на занятиях со студентами.

На протяжении всего учебного года сотрудниками лаборатории осуществлялась техническая  поддержка конференций, круглых столов, дней открытых дверей, заседаний Ученого совета, семинаров, презентаций и т.п. мероприятий проводимых Университетом, в частности, таких как: Серия семинаров Учебно-научного центра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ, II Гуманитарные чтения, XIX Чаяновские чтения, Встреча с президентом Боливии и многих других.

В итоге общее количество выполненных заявок по обеспечению мероприятий, лекций, семинаров и учебного процесса в целом техническими средствами за 2008/09 учебный год составило 1 729.

Также специалистами Лаборатории технических средств обучения и Центра сетевого вещания совместно с компанией "Полимедиа" инсталлировали в Зале ученого совета стационарную систему видеоконференцсвязи на платформе  Sony, благодаря которой в частности была проведена Интернет-трансляция  «Гуманитарных чтений РГГУ-2009».


Центр сетевого вещания, обслуживания и информационной поддержки комплекса мультимедийных  классов

  В течение всего учебного года Институт оказывал организационную и техническую поддержку по обеспечению  сеансов видеоконфернцсвязи с российскими и зарубежными партнерами. В частности обеспечил проведение Интернет-конференции "Поэзия и поэтика Елизаветы Мнацакановой" с Университетом города Вены (Австрия). По ходу конференции локальный видеовывод на проекционное оборудование презентаций и вспомогательных материалов автоматически дублировался в Вену по каналам связи. Таким образом, отпала необходимость в отправке заранее презентационного материала удаленной стороне (как правило немалого объема), снялся вопрос о синхронизации вывода презентационного материала локально и удаленно на проекционное оборудование и устранилась проблема совместимости форматов. Также была проведена серия встреч в режиме «видеомост» с Университетом Бакнелл (США). В которм приняли участие студенты и преподаватели Российско-американского научного центра РГГУ и их коллеги из Университета Бакнелл. Обсуждался круг вопросов связанных с культурой и политикой современного мира. По общему мнению сторон, было принято решение о продолжении диалога культур.

С 1999 года в Университета функционирует комплекс мультимедийных классов, в которых проводится учебный процесс по всему спектру дисциплин, преподаваемых в РГГУ. Завершена инсталляция нового многофункционального класса Smart технологий (ауд. 502). В классе имеется: 12 компьютеров учащихся, компьютер преподавателя, многоканальный усилитель звука Yamaha VSX-817, акустическая система 5.1 Defender Hollywood 35, мультизонный DVD плеер Panasonic, сетевой коммутатор HP ProCurve 2510-24, видепроектор Mitsubishi XD5200, настенный проекционный экран, маркерная доска, доска обратной проекции SmartBoard, гиромаус-презентор Gyration. На компьютерах установлено специализированное программное обеспечение для ведения занятий по дисциплинам: "Компьютерные технологии в образовании", "Новые медиатехнологии в науке, культуре и образовании", "История и теория развия науки", "Мобильные информационные технологии", "Технологии дистанционного обучения" и многие другие. В апреле начала работать новая система интерактивной визуализации Clasus (ауд. 523). В классе установлена интерактивная доска португальского производства "Clasus", размером 1755 мм х 1225 мм с диагональю рабочей поверхности - 77". Видеопроектор Mitsubishi Electric X9U размещен на универсальном кронштейне высоко под потолком, и за счет снятия трапеции изображения, практически не оставляет тени при работе преподавателя на доске. В состав аудио-видео комплекса входят: мультизонный DVD плеер, акустическая система стереозвучания. В аудитории находится мебель трансформер, позволяющая преподавателю организовывать учебное пространство в зависимости от типа занятия: семинар, круглый стол, кейс-стади, мультимедийная лекция и т.д.

В апреле-мае 2009 года в рамках комплексной оценки и аттестации Университета  под руководством зам. директора Института новых образовательных технологий и информатизации Андриановой М.С. сотрудниками Лаборатории технических средств обучения и Центра сетевого вещания, обслуживания и информационной поддержки комплекса мультимедийных  классов было организовано и проведено  итоговое тестирование по выбранным Федеральная службой по надзору в сфере образования и науки 10 специальностям, включавшим в себя разные циклы дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОПД).

 

 

Учебно-научная лаборатория развивающих технологий

Теоретическая и методическая деятельность

В лаборатории была создана модель экспериментальной деятельности по изучению внутренних условий развития человека в новой образовательной среде на основе авторской «Лингво-психо-физио-логической концепции развития/саморазвитя познавательной активности в новой образовательной среде» (канд.психол. наук Л.П. Бельковец).

В концепции выделены метатехнологии, описаны условия по их формированию.

В обучающем, формирующем эксперименте, проводящемся в 2008 /2009г.г., сформулирована гипотеза о том, что выявленные метатехнологии являются инструментом формирования комплексных лингво-психо-физио-логических динамических саморазвивающихся структур человека. Данные структуры представляют внутренние условия развития коммуникационно-информационной среды, обеспечивающей связи и отношения жизнедеятельности человека в быстроменяющейся внешней среде.

Для проверки гипотезы в эксперименте были выбраны метатехнологии с языком как социальным средством установления связей и отношений, речью как индивидуальным средством установления связей и отношений и мышлением как личностным средством установления связей и отношений.

Логические операции, использованные как метатехнологии в тексте с языком, речью, мышлением, интериоризуясь, становятся инструментом развития внутренней среды человека.

Экспериментальная деятельность

Эксперимент 2008-2009 года направлен на изучение метатехнологий интенсификации познавательной активности на перцептивном уровне.

Проводятся эксперименты с метатехнологиями на материале естественного языка (родного и иностранных) и искусственного языка (языка композиции).

Эксперимент проводится на аппаратуре экспресс-диагностики МЧС России и аппарате МДМ, позволяющем осуществлять съем биоэлектрической активности мозга в условиях экспериментальной деятельности. Экспериментальное обучение осуществляется по методике  Бельковец Л.П. ( в серии с естественным языком Мазурина О.Б.;  в серии с языком композиции Рыбалко В.А.). Снятие показаний вегетативной нервной деятельности, а также качественная и количественная обработка данных осуществлялется  Кауровым Б.А., снятие ЭЭГ и обработка данных проводится Матвеевой Н.С.

Лингво-психологический анализ текстов испытуемых проводится Л.П. Бельковец.

Обработанные  данные и  общий отчет с выводами и рекомендациями по материалам формирующего, обучающего эксперимента применяется в практическом обучении в условиях новой образовательной среды (Лицей 1550).

Информационная деятельность

В 2008 -2009 году состоялись открытые семинары Учебно-научной лаборатории развивающих технологий: 

  1. 6.11.08 – «Формирование интегрального динамического лингво-психо-физио-логического механизма (операций) приема, переработки и применения информации на этапе смыслового восприятия предметного и вербального материала».
  2. 4.12.08 – «Экспериментальное исследование хода формирования интегрального динамического лингво-психо-физио-логического механизма приема, переработки и применения информации».
  3. 5. 03.09  - «Формирование интегрального динамического лингво-психо-физио-логического механизма (операций) приема, переработки и применения информации на этапе смыслового восприятия предметного и вербального материала».
  4. 2. 04.09 – «Экспериментальное исследование хода формирования интегрального динамического лингво-психо-физио-логического механизма приема, переработки и применения информации». 

Весной 2009 года были записаны и опубликованы в Интернет четыре блога, посвященных практическому применению «Лингво-психо-физио-логической концепции развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде» в образовании.

23 ноября  2009 года состоялась презентация авторского спецкурса «Учимся цчиться» (Бельковец Л.П.) с целью организации групп подготовки ВУЗовских преподавателей и школьных учителей по работе с методикой и программой данного курса.

Сотрудничество лаборатории

Учебно-научной лаборатория развивающих технологий сотрудничает с  Исследовательской группой «Виртуалистика» ИФРАН, с ООО «МультиМедиа Технологии и Дистанционное обучение», ООО «Научно- коммерческим предприятием ЭКРИС», Методическим отделом и УДсПКО РГГУ, Институтом языкознания РАН, Компанией IBS, НПФ БИОСС, Лицеем 1550, Одинцовским Гуманитарным университетом, Центром РКИ РГГУ, кафедрой англ. яз. РГГУ, Моск. Гос. Консерваторией,  МВХПУ им. Строганова, Лингвистическим фак-том Гуманитарного Университета, Издательским домом «1 сентября», Федеральным  государственным  учреждением Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций "Информика", Британским советом, Высшей школой экономики, Московским городским педагогическим университетом.

 Школа IT 

8 декабря 2008 г. состоялись защиты творческих работ преподавателей, обучавшихся в школе IT ИНОТиИ РГГУ в осеннем семестре 2008/2009 учебного года. 12 преподавателей Калинградской школы №14 успешно прошли 72 часой курс "Информационные, коммуникационные, интерактивные и аудиовизуальные технологии в образовании" и получили удостоверения государственного образца. Особенностью представленных отчетных работ была направленность на применение высоких технологий для обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

5 мая 2009 г. начались защиты проектов учителей и преподавателей московских школ и вузов, проходивших обучение в весеннем семестре Школы IT РГГУ по курсу "Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в образовании". Преподаватели прошли обучение по модулям: Новые методы и технологии в обучении (2 кредита, 18 часов);Новые образовательные технологии в современном учебном процессе (2 кредита, 18 часов); Технологии дистанционного обучения (1 кредит, 9 часов); Особенности разработки учебно-методических комплексов в условиях использования новых информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий (2 кредита, 18 часов); Деятельность преподавателя по организации эффективной работы студентов по использованию на занятиях информационно-коммуникационных технологий (4 кредита, 36 часов); Новые технические средства для обеспечения учебного процесса (1 кредита, 9 часов); Технологии обучения и психофизиологическое состояние субъекта обучения в условиях новой образовательной среды (1 кредит, 9 часов). Преподаватели успешно защитили проекты и получили документы о повышении квалификации государственного образца.

2 июня 2009 года  прошел семинар Школы IT "Интерактивные технологии обучения: новые возможности программно-аппаратных комплексов". Программист Тумаева М.В. подробно показала преподавателям средних и высших учебных заведений, использующих на занятиях интерактивное оборудование, новые приемы и новые возможности программы SmartNotebook версии 10.0. Кроме того, на семинаре было рассказано об установке и правилах эксплуатации оборудования, подробно изучены компоненты и основные функции: сортировщик страниц, инструмент захвата экрана, активные страницы, объекты, фигуры и инструменты для рисования, группировка объектов. В конце семинара-треннинга были рассмотрены презентации, созданные в программе SMART и успешно применяющиеся в образовательном процессе.

Программа INTEL «Обучение для будущего»

За 2008/2009 учебный год было обучено более трехсот студентов по программе INTEL « Обучение для будущего». На конкурс было представлено 242 проекта, из них 210 студентов получили свидетельства INTEL.Защита студенческих работ проходила в Политехническом музее летом 2008 года а также на выпускных семинарах школы IT. Лучшие студенческие работы по мультимедийным интерактивным инсталяциям были представлены на Рождественском Бьеннале 25 декабря 2008 года.

В октябре 2008 года состоялся Московский тренинг по новому курсу программы Intel "Обучение для будущего". На тренинге обучались 26 тьюторов московских площадок, в том числе два тьютора с РГГУ ( Марихина В.П., Тумаева М.В.). Тренинг проводился в Московском городском педагогическом университете. Посмотреть материалы тренинга и портфолио тьюторов можно на сайте: http://wiki.iteach.ru/index.php. 17-18 февраля 2009 года в Подмосковье состоялся Creative-forum Программы Intel «Обучение для будущего». Участниками Creative-forum стали организаторы обучения региональных площадок, тьюторы и эксперты, представившие на конкурсной основе свои проекты. Одна из задач Форума была создать драйв-группу, отвечающую за разработку и реализацию основных мероприятий Программы 2009 года. Каждому участнику Creative-forum предоставилась возможность проявить свои креативные и лидерские качества и войти в драйв-группу Программы Intel «Обучение для будущего. Участниками Creative-forum стали организаторы обучения региональных площадок, тьюторы и эксперты, представившие на конкурсной основе свои проекты. Директор ИНОТиИ Кувшинов С.В. представил свой проект на форуме. Форум  определил цели, стратегию и направления развития Программы в 2009 году.,разработал план развития Программы на 2009 - 2010годы.

В конце февраля 2009 года определился состав участников программы Intel "Обучение для будущего" в 2009-2010 г. Количество площадок с каждым годом растет. В 2009 году более 100 региональных учреждений повышения квалификации, вузов и некоммерческих организаций подали свои заявки. К площадкам, которые не первый год работают в программе, добавились 23 новые площадки. РГГУ одним из первых ВУЗов стал участником программы 2009 – 2010г.

2 апреля 2009 года в ИНОТ прошла защита проектов по программе  INTEL« Обучение для будущего» у студентов первого курса факультета истории искусств. Были представлены проекты студентов  Потаповой М.А.( «Московские меценаты 19 века»,  Марковой Ю.И («Я в сказке»), Вокуева М.Р.( « Замки Европы») , Кинякиной Е.Ю.( « Царицыно»). Студенты продемонстрировали новый подход к исследованию в культурологической области с использованием современных методов проектной деятельности и новых средств ее представления. Приз получил проект Киняковой Е.Ю. « Царицыно » за оригинальность исследования. Руководитель проектов Берестова В.И.- преподаватель факультета информатики РГГУ.

Тьюторы программы Intel «Обучение для будущего» площадки РГГУ 20 мая 2009 года приняли участие в конференции «Современное образование - путь к успеху: инструментарий, инициативы, инновации», проводимой корпорацией INTEL на базе Департамента образования г. Москвы. Участники конференции  обсудили стратегию развития программы Intel « Обучение для будущего» и ее интеграцию с различными образовательными проектами. Заложенные в программе образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно-ориентированного, развивающего обучения и широко используется в мировой практике.

Участие в  российских и международных конференциях

 1-3 октября 2008 года ИНОТиИ принял участие в днях российской специализированной выставки средств и систем отображения информации DISPLAY-2008. Одним из ключевых мероприятий программы явился круглый стол "Технологии визуализации в образовательном процессе", посвященный обзору современных средств отображения информации, интегрируемых в образовательный процесс в школах, ВУЗах, военных академиях, специализированных учебных заведениях.  Ведущий круглого стола: директор ИНОТиИ Кувшинов Сергей Викторович.

11 октября в конференц-зале "Физика" Политехнического музея прошел интерактивный семинар "Молодежь - Наука - Образование - Творческая личность", организатором которого явился Институт новых образовательных технологий РГГУ.    Мультимедийные программные продукты, разработанные в ИНОТиИ РГГУ на базе технологий управляемого хаоса компании "Синергетитеческие системы" были представлены на выставке. Особый интерес вызвал CD-Rom комплекс "History of Science and technology",представляющий собой обширную базу данных по развитию науки и техники с древнейших времен до настоящего времени на английском языке.

30 октября участие в  конференции "Ответы образования на вызовы цифрового века"в  рамках Международной Выставки профессионального аудио-видео оборудования и системной интеграции Integrated Systems Russia 2008.  Конференция  была проведена в интерактивном режиме, ее провели директор Института новых образовательных технологий и информатизации С.В.Кувшинов и заведующий лабораторией ИНОТ, генеральный директор Лиги образования С.А.Сафронов.

В октябре ИНОТиИ принял участие в  выставке информационных технологий и компьютеров SOFTOOL-2008. Выставка Softool включена в перечень мероприятий, проводимых в 2008 году под эгидой Федерального агентства по информационным технологиям.

С 6 по 8 ноября 2008 года  в Москве прошла XVIII Ежегодная международная конференция-выставка "ИТО-2008".  В ИТО-2008 приняли активное участие специалисты ИНОТиИ РГГУ, которые представили свои новые разработки: - Ярославцева Е. И. Коррекционные возможности кинезиологических методов с помощью интерактивных технологий на базе Smart Board; - Кувшинов С. В. E-Ditorium: интегральное пространство современной школы; - Мартынова М. С. Smart-рекреация в цифровой школе будущего; -  Сафронов С. А. Концептуальные основания нового российского проекта "Цифровая школа"; - Тумаева М. В. Новое поколение программных инструментов для интерактивных досок smartboard; - Ярославцева Е. И. Коррекционные возможности кинезиологических методов с помощью интерактивных технологий на базе Smart Board.

11 ноября в конференц-зале ОАО "ГАЗПРОМ" прошла научно-практическая конференция "Центры поддержки принятия решений, мониторинга и управления. Практика построения", организованная Международным центром по информатике и электронике, Международным союзом приборостроителей,ЗАО "ПОЛИМЕДИА", ЗАО НПП "ИНФОКОМ СЕРВИС", ЗАО "ПРОГНОЗ" и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям при участии Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ. Специалисты ИНОТиИ РГГУ выступили с докладом "Целенаправленное формирование воприятия многоканальной информации в условиях учебного ситуационного центра". Директор ИНОТиИ Кувшинов С.В. рассказал об опыте пятилетней работы в РГГУ по обучению студентов новым компетенциям в модельном учебно-исследовательском ситуационном центре.

26 ноября  в  Федеральном агентстве состоялся Всероссийский научно-практическийо семинар "Информационные технологии в образовании. Теория и практика». Сотрудники ИНОтиИ приняли  активное участие в этом семинаре..

20 ноября 2008 года в рамках IХ Международных чтений памяти Л.С. Выготского "МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  (КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)" при поддержке Центра сетевого вещания ИНОТиИ РГГУ была проведена трехсторонняя онлайн аудиоконференция с участием профессора Калифорнийского университета г. Сан-Диего Майкла Коула ( Michael Cole)и директора Манхэттенского института групповой и краткосрочной психотерапии Луизы Холзмэн.  Участники дисскуссии находились в трех разных географически разнесенных точках - Москва, г. Сан-Диего (штат Калифорния) и г. Нью-Йорк.

27 ноября в редакции "Учительской газеты" прошёл круглый стол, одним из организаторов которого стал Учебно-научный Центр по разработке информационно-образовательных проектов (УНЦ РИОП) ИНОТиИ РГГУ. Главным вопросом обсуждения стал вопрос взаимодействия фундаментальной науки и современной педагогики.

  10-11 декабря 2008 г. в Политехническом музее при участии РАН Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова и Российского комитета международного совета музеев "Ассоциация научно-технических музеев" прошла VI научно-практическая конференция "История техники и музейное дело, в которой, как и всегда, активно принимали участие сотрудники ИНОТиИ РГГУ.

В декабре в выставочном зале РГГУ состоялся восьмой конкурс "Рождественское Биеннале Мультимедийных Интерактивных Инсталляций". Конкурс был организован Российским государственным гуманитарным университетом, Лигой Образования России при поддержке компаний Polymedia, SMART Technologies inc., Aquarius, Intel, Epson.

11 января 2009 года состоялось открытие Международной конференции Learning and Technology World Forum 2009. На форум в Лондон съехались представители из более чем из 120 стран. Среди участников министры образования, науки, культуры, руководители IT дапартаментов, директора ведущих учебных центров, ректорара вузов. Главной темой обсуждений на 45(!) секциях конференции было построение новой парадигмы образования 21 века на всех континентах, в странах с различным уровнем образования, с различными государственными программами развития образования. Особое место в обсуждениях заняли компьютерные технологии, интернет медиа-технологии как принципиально новые инструменты для активизации учащихся. Сотрудники ИНОТ РГГУ принял участие в работе 3-х круглых столов: "Creative approaches to teaching and learning", "New skills for the next generation", "ICT trends in technology", на которых обсуждались проблемы создания новых условий для развития креативных способностей учащихся, критичного мышления и эффективного применения учебного телерадиовещания.

В это же время в Лондоне завершила работу крупнейшая образовательная выставка в Европе «BETT – 2009». В Великобритании она проходит ежегодно, и собирает около 600 экспонентов. В 2009 году в состав Российской делегации, вошли представители Министерства образования и науки РФ, ИНОТ РГГУ, победители конкурса Лучшая школа, Лиги образования РФ, специалисты крупнейших компаний, работающих на рынке российского образования: Microsoft, Polymedia и другие. В этом году на "BETT - 2009" прошло 111 (!) специализированных научно-практических семинаров, их объединяла тема создания новых эргономичных условий для обучения с широким применением информационных, коммуникационных, аудиовизуальных и интерактивных технологий. Участники делегации смогли познакомиться с последними новинками учебного оборудования, программного обеспечения и методической литературы в сфере начального, среднего и профессионального образования.

Сотрудники  Центра  сетевого вещания, обслуживания и информационной поддержки комплекса мультимедийных классов  ИНОТ РГГУ  приняли участие в  Первой международной конференция "Трехмерная визуализация научной, технической и социальной реальности. Кластерные технологии моделирования", которая проходила с  4 по 6 февраля  2009 года в Удмуртском государственном университете в г. Ижевск. Организаторы конференции: Министерство образования и науки РФ, Российская академия наук, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт проблем управления РАН, Правительство Удмуртской Республики и факультет информационных технологий и вычислительной техники Удмуртского государственного университета.
                С 3 по 4 февраля прошла Девятая международная научно-практическая конференция "Новые информационные технологии в образовании. Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий "1С"". Особое внимание было обращено на новейшие образовательные технологии для профессионального образования, на дистанционную контактню педагогику, как актуальную тему образования в сети интернет.. На секции "Применение цифровых образовательных ресурсов и творческих виртуальных лабораторий в учебном процессе" выступил Директор ИНОТ РГГУ Кувшинов С.В., совместно с экспертом компании "1С" Бахтиной Е.Ю.

3 марта 2009 года в Ганновере (ФРГ) открылась крупнейшая в мире выставка информационных и коммуникационных технологий CeBIT-2009. В объединенной экспозиции Российской федерации приняли участие около 50 экспонентов: коммерческих компаний, НИИ, университетов, внедренческих всероссийских центров и среди них Институт новых образовательных технологий и информатизации РГГУ

            В марте 2009 года сотрудники ИНОТиИ приняли участие в конференции «Информационные технологии для высших учебных заведений: управление учебным процессом и планирование экономической деятельности», которую организовала корпорация Галактика.1995 году корпорация «Галактика» приступила к реализации проекта «Галактика и вузы». Цель проекта - совместная подготовка специалистов, владеющих основами современных информационных технологий управления предприятиями.

15 апреля открылся международный конгресс и выставка "Global education образование без границ" это крупнейшее комплексное международное мероприятие в области образования и новых технологий обучения, включающее выставку, конгресс, конгресс-выставку он-лайн, интерактивные проекты. Оно является основной площадкой Министерства образования и науки Российской Федерации по демонстрации достижений и перспектив в реализации приоритетного национального проекта "Образование".

21 апреля на КВЦ "Сокольники" открылся III-й РОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ ..Форум проходил при участии Межгосударственной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ)и официальной поддержки: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию РФ, Комитет по образованию Государственной Думы РФ, Профсоюз работников народного образования и науки РФ.,

Тьюторы программы Intel «Обучение для будущего» площадки РГГУ 20 мая 2009 года приняли участие в конференции «Современное образование - путь к успеху: инструментарий, инициативы, инновации», проводимой корпорацией INTEL на базе Департамента образования г. Москвы . Участники конференции обсудили стратегию развития программы Intel «Обучение для будущего» и ее интеграцию с различными образовательными проектами.

 19 мая сотрудники Лаборатории по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики ИНОТиИ РГГУ совместно с Международной лабораторией "Сенсорика" - ИПМ им.Келдыша РАН и НОЦ МГТУ СТАНКИН приняли участие в Международной выставке на ВВЦ "Робототехника".Международная специализированная выставка "Робототехника" (робототехника, интеллектуальные системы, мехатроника, техническая кибернетика) проводится с 2003 года.

 25 июня в Российском Государственном Гуманитарном Университете состоялся X Международный интерактивный форум образовательных технологий "Human IT", который представит новейшие решения в области информационных, коммуникационных, аудиовизуальных и интерактивных технологий, ориентированных на экологию и эргономику Человека в новой образовательной среде.