Информатизация и новые технологии образования

В 2000/01 уч. г. продолжились работы по формированию интеллектуальной информационной среды, удовлетворяющей потребностям целостного общего образования. С этой целью был создан Институт новых образовательных технологий.


Создание Института новых образовательных технологий (ИНОТ) РГГУ стало своевременным шагом на пути к формированию новой образовательной среды университета. Короткая, но чрезвычайно насыщенная история применения новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании полна противоречий и проблем, из которых экономические и чисто технические далеко не самые сложные. Сегодня в ходе использования ИКТ, информационных ресурсов сети в учебном процессе только слегка приоткрываются глубины философско-методологичес-ких, учебно-методических, этических, психологических и множества других проблем, которые никак нельзя свести к распространенному штампу: "использование компьютеров в образовании".


За последние несколько лет университет, прилагая очень серьезные усилия, смог создать первичную, во многом уникальную, информационно-образовательную среду, органично включающую библиотеку, медиатеку, разнообразные аппаратные средства, компьютерные классы различного функционального назначения, программное обеспечение, учебные материалы качественно нового типа. ИКТ в РГГУ становятся нормой учебного процесса, они реально влияют на рост качества и эффективности обучения.
Подразделения и отдельные сотрудники включены в плановый учебный процесс различных факультетов университета и широко используют при этом ИКТ, специально оборудованные компьютерные классы, мультимедийные учебные продукты собственной разработки, оригинальное программное обеспечение и новые дидактические методики.


В декабре в университете открыла двери Школа новых образовательных технологий. В школе читается курс "Применение информационно-компьютерных технологий в образовании" для преподавателей. Основная цель проведения занятий по новым информационным технологиям в образовании - повышение информационной оснащенности преподавателей и за счет этого более широкое профессиональное использование таких технологий в учебном процессе университета, перевод его на качественно иной уровень. Основными задачами, решаемыми в ходе проведения занятий, являются:
ознакомление преподавателей университета с существующими и перспективными информационными технологиями, используемыми в образовании; с возможностями аппаратного обеспечения, программной поддержки и учебно-методических разработок РГГУ для построения учебных курсов большей педагогической эффективности;
приобретение навыков работы с имеющимся в РГГУ аппаратным и программным парком новых информационных технологий;
стимулирование развития новой культуры педагогического мышления, понимания информационных технологий как универсального языка образования;
повышение заинтересованности в максимально эффективном использовании новых информационных технологий в процессе создания и развития универсальной образовательной среды РГГУ путем творческого перевода и совершенствования уникального научно-педагогического потенциала университета на "перспективный образовательный язык".


Проведение таких занятий - своего рода эксперимент, который даст возможность отработать методику творческого освоения ИКТ для решения самых разнообразных образовательных задач. Можно с уверенностью предполагать, что в ближайшее время спрос на такую методику значительно возрастет и опыт РГГУ окажется как нельзя кстати.


Институт новых образовательных технологий представил в июне 2001 г. в Голицыне учебно-методический комплекс "Новые информационные технологии в образовании".


Новизна комплекса:

функциональная - комплекс полифункционален и при использовании его для любой из выделенных целей (учебно-методической, справочно-инфор-мационной) одновременно активизируются другие; целевая вспомогатель-ность определяется единством информации и программного обеспечения;

предметно-содержательная - рассматриваются не только вопросы практического использования технических средств обучения и новых информационных технологий, но и методы и приемы, позволяющие на новом качественном уровне отрабатывать все виды учебной нагрузки, дается возможность получить практические навыки в освоении наиболее перспективных технологий, построить собственные обучающие модули программ и т. д.;

1   2
информационная
- предпринимается попытка свести в единую систему самые разные типы и виды технических средств обучения, методов и методик преподавания, новых коммуникационных и информационных технологий, представить систему критериев целесообразности использования того или иного средства в зависимости от целевых установок курса;


дидактическая - комплекс является реализацией концепции новой информационной среды и предназначен для неограниченного использования преподавателями, аспирантами в различных режимах (лекции, самостоятельные занятия, лабораторные работы, справочная поддержка и т. д.)


В состав комплекса входят программа курса, краткий конспект лекций по курсу, методические указания - пособие для пользователя комплекса, рабочая тетрадь слушателя (конспект-организатор), CD-ROM "Новые информационные технологии в образовании".


Курс "Новые информационные технологии в образовании" предназначен для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.


Предметом изучения курса являются новейшие информационные технологии, технические средства и методика их использования в образовании.


Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительным образовательным программам повышения квалификации.


Цель курса - повышение компетенции преподавателей вуза в области максимально эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления.


Для достижения поставленной цели в курсе решаются следующие задачи:
• формирование у слушателей представлений о существующих и перспективных информационных технологиях, используемых в образовании;
• ознакомление с возможностями аппаратного обеспечения и программной поддержки для построения учебных курсов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• ознакомление со спецификой и опытом разработки учебно-методических комплексов в условиях использования новых информационных и коммуникационных технологий;
• приобретение слушателями, которые решают творческие образовательные задачи, практических навыков работы с имеющимся в РГГУ аппаратным и программным парком новых информационных технологий.
Неотъемлемой частью курса, посредством которой реализуются на практике поставленные в программе цели и задачи, является методический комплекс, включающий:
• видеокомпьютерную обучающую систему "Новые информационные технологии в образовании", с помощью которой преподаватель проводит лекционные и семинарские занятия в специально оборудованной аудитории;
• конспект-организатор, который можно назвать специальным раздаточным материалом; специфические его особенности состоят в том, что помимо справочно-информационной функции (конспект по каждой лекции содержит большой объем информации: текстовой, графической, табличной...) он выполняет функцию активизатора творческой деятельности студента при заполнении им специально разработанных схем, блоков, указателей и т. д., для чего пространство каждой двухсторонней страницы конспекта организуется. Конспект является также эффективным средством контроля текущей успеваемости студента;
• набор разнообразных технических средств обучения, размещенных в презентационном зале;
• сборник вопросов для самоконтроля;
• материалы для рубежного контроля;
• темы самостоятельных работ.


Первый набор слушателей в школу завершился защитой выпускных работ. Институт повышения квалификации РГГУ вручил выпускникам 12 свидетельств и 6 удостоверений об окончании Школы новых образовательных технологий РГГУ.


27-28 июня 2001 г. в РГГУ проводился форум "Образование XXI века - новые средства и технологии", посвященный новым средствам и технологиям в образовании. На форуме обсуждались новые модели универсальной образовательной среды, новейшие решения в области информационных технологий на базе аудио-, видео- и мультимедиаоборудования, позволяющие поднять процесс обучения на совершенно новый уровень.

3

Была представлена концепция университета как своеобразного "образовательного сервера" на базе комплекса образовательных и про!раммно-аппаратных средств - ядра новой интеллектуально-информационной среды. "Образовательный сервер" - это:
• объединенные базы данных гуманитарного знания;
• инструментальная система создания учебно-исследовательских курсов;
• электронный комплекс методического обеспечения учебного процесса;
• информационное и методическое обеспечение преподавателей;
• система профессиональной оценки (аттестации) преподавателей;
• система многоуровневого контроля и тестирования студентов;
• система управления сетевыми информационными потоками в специализированных учебных аудиториях;
• виртуальные классы как новое средство психолого-педагогического обеспечения многофункциональной учебной деятельности;
• системный коммутатор информационно-управленческих ресурсов университета.


В рамках форума проводились открытые уроки, демонстрировалось реальное применение новых средств и технологий на примере многофункциональных учебных аудиторий РГГУ.
Были представлены такие темы, как:
DVD-технологии в учебном процессе;
аудиовизуальные средства и интенсификация учебного процесса;
корпоративная информационно-образовательная среда;
средства оперативного тестирования и контроля;
Леонардо да Винчи и компьютерные технологии;
интенсивные мультимедийные сетевые технологии и психическое
здоровье учащихся.


Гостями форума были представители фирм "Полимедиа", Mitsubishi Electric и представители Дипломатической академии, Академии менеджмента и рынка, Московского государственного педагогического университета, Всесоюзного заочного финансово-экономического института, Военного университета (г. Тверь), Финансовой академии, Института коммерции, Московского государственного агроинженерного университета, Института повышения квалификации работников образования.

В 2000/01 уч. г. продолжил работу постоянно действующий семинар "Новые образовагельные компьютерные технологии" (работает с 1997 г.). Значительный интерес вызвало заседание "Роль и значение педагогического эксперимента в формировании университета нового типа", на котором выступили профессор кафедры истории науки Ю.С. Воронков, руководитель лаборатории нейрофизиологии Научного центра психического здоровья РАМН, д-р биол. наук, профессор А.Ф. Изнак.
Специальное заседание было посвящено Школе новых образовательных технологий.

В прошедшем году продолжилась работа по компьютерному и информационному обеспечению деятельности университета и его подразделений, организации обучения студентов, автоматизации учебной и производственной деятельности учебного заведения.

Программа по созданию единой информационной системы РГГУ, которая действует в настоящее время, предусматривает следующие направления работы:
создание и развитие университетской компьютерной сети;
интеграция университета в международные и национальные информационные системы;
автоматизация административно-управленческой деятельности университета;
создание и развитие университетских баз данных;
оснащение структур университета компьютерной техникой и программным обеспечением в соответствии со сложностями решения поставленных задач.


Подготовка учебных классов к занятиям заключается в техническом контроле за компьютерами, оказании консультативной помощи, а также обеспечении дежурств по учебному расписанию.

Продолжалась работа с подразделениями университета по заявкам единого образца по подключению компьютеров и установке программных продуктов, а также ремонту компьютеров и копировальной техники.

Компьютерная сеть объединяет несколько локальных сетей, расположенных в различных зданиях комплекса РГГУ, и создает условия для использования существующей инфраструктуры.

Центральным узлом сети является оборудованная серверная, в которой установлены основные серверы университета: NS, Mail, ISN, Lotus, Notesbas, WWW, FTP, DNS, Proxy.


Существует 16 компьютерных классов для проведения занятий, из них 10 классов новейших информационных технологий:
• класс интерактивной визуализации - предназначен для проведения групповых занятий, деловых игр с использованием центрального устройства отображения.

В классе возможна графическая интерпретация изображений: географических, физических, исторических карт, схем, графиков, изображений архитектурных памятников.

 


Сотрудниками лаборатории компьютерных сетей в 2000/01 уч. г. были подключены: сеть РГГУ к Интернет на скорости 2 Мбит/с, что позволило перейти на более высокие скорости передачи данных и повысило надежность работы сети; рабочие станции к опорной оптоволоконной сети; 10 компьютеров управления регионального развития, Русско-итальянский центр, центр "Диалог культур", юридический отдел, диспетчерская учебного отдела. Кроме того, проводились работы по замене коаксиального кабеля на витую пару. Выполнены работы по подключению Интернет-холла общежития РГГУ: сегодня студенты пользуются сетевыми ресурсами университета и Интернет.


Сотрудники лаборатории программного обеспечения
также выполнили целый комплекс работ.
1. Сопровождение задач расчетного отдела бухгалтерии:
расчет заработной платы, стипендий, подготовка форм для передачи
информации о заработной плате и стипендиях в Автобанк;
расчет заработной платы в столовой, издательстве и книжной лавке
РГГУ;
подготовка сведений для пенсионного и страхового фондов;
подготовка информации о едином социальном налоге;
установка новых версий программ.
2. Автоматизация работы учебного отдела:
Разработка новой программы для расчета нагрузки по кафедрам и факультетам.
3. Усовершенствование автоматизированной системы "Абитуриент": доработка и настройка сетевой версии под Windows в соответствии с требованиями приемной комиссии РГГУ;
организация сетевого класса для наполнения базы данных "Абитуриент";
сопровождение автоматизированной системы "Абитуриент" в течение работы приемной комиссии РГГУ для бюджетных и внебюджетных абитуриентов.