Информатизация и новые технологии в образовании

В 2001/02 уч. г. продолжились работы по формированию информационной образовательной среды.

Институт новых образовательных технологий продолжил работу в области компьютерного и информационного обеспечения университета и его подразделений, автоматизации учебного процесса, организации обучения и другой образовательной деятельности.

Продолжила свою работу Школа новых образовательных технологий. Изучение курса "Новые информационные технологии в образовании" предназначено для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава не только РГГУ, но и других вузов и образовательных учреждений. Предметом курса являются новейшие информационные технологии, технические средства и методика их использования в преподавании.

*

Основными задачами обучения профессорско-преподавательского состава являются:

-формирование у слушателей представлений о существующих и перспективных информационных технологиях, используемых в образовании;

-ознакомление с возможностями аппаратного обеспечения и программной поддержки для построения учебных курсов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

-ознакомление со спецификой и опытом разработки учебно-методических комплексов в условиях использования новых информационных и коммуникационных технологий;

-освоение слушателями в режиме решения творческих образовательных задач практических навыков работы с имеющимся в РГГУ аппаратным и программным парком новых информационных технологий.

Обучение проходило в первом и втором семестрах 2001/02 уч. г. с общим количеством слушателей 28 человек. Занятия проводились по следующей программе: лекции ведущих специалистов в аудиториях, оснащенных видеокомпьютерной и проекционной техникой - 48 часов; лабораторно-практические занятия в комплексе классов — 40 часов; групповые и индивидуальные консультации по выполнению выпускной работы — 32 часа. По итогам учебного года на 01.06.02 г. защитились 15 человек, которые получили свидетельства о повышении квалификации.

* * *

В истекшем учебном году продолжил работу постоянно действующий семинар "Новые образовательные технологии".

Широкий обмен мнениями ведущих специалистов в области информатизации и современных способов коммуникаций способствовал решению целого комплекса задач, стоящих перед университетом. Перечислим некоторые из них:

-определение политики в области информатизации и новых технологий образования; -

разработка путей практической реализации концепции создания новой образовательной среды;

-создание единого и взаимосвязанного модуля учебно-методических мультимедийных комплексов по различным дисциплинам гуманитарного профиля;

-создание в университете творческого климата, обеспечивающего информированность профессорско-преподавательского состава в области новейших программно-аппаратных средств, используемых в учебном процессе, с целью активизации работ по созданию новой образовательной информационной среды.

Главными темами семинара стали проблемы, связанные с разработкой новых моделей образования, создания новой информационно-образовательной среды в образовании. В частности, на семинаре были заслушаны следующие доклады:

«Мастер-классы и медиа-культура. Теория и практика подготовки "медиа-журналистов"»; "

Мобильные технологии в учебном процессе университета XXI века";

"Международный научный интерактивный Интернет-семинар, посвященный 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи";

"Компьютерные технологии в искусствоведении";

"Учебно-исследовательские сайты РГГУ как элемент новой образовательной среды (Интернет-сайты: посвященный B.C. Библеру, теория и история культуры, история и филология)"; "

Профессиональные мультимедийные приложения для систем дистанционного обучения.

Пакет прикладных программ HyperMethod 3.5";

"Голографические презентационные системы в музее и вузе: миф или реальность".

Для проведения различного рода мероприятий и встреч с использованием новых современных технологий и качественной демонстрации и представления информационных продуктов оборудован холл приемной ректора с установкой одиннадцати единиц Hi-Tech оборудования.

* * *

В 2001/02 уч. г. Институтом новых образовательных технологий было проведено несколько научных конференций.

25 декабря 2001 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась II ежегодная конференция "На пути к новой образовательной модели".

Организаторы конференции: Российский государственный гуманитарный университет, Политехнический музей г. Москвы, компании Polymedia и Mitsubishi Electric Europe. Конференция "На пути к новой образовательной модели" собрала многих представителей ведущих вузов России. Основной целью проведения конференции являлся обмен опытом ведущих вузов России с учетом задач подготовки специалистов, выдвигаемых научно-техническим прогрессом и бурно развивающимися информационными и коммуникационными технологиями.

26 апреля 2002 г. состоялась научная конференция "550 лет со дня рождения Леонардо да Винчи", организованная совместно с Политехническим музеем г. Москвы. В холле Института новых образовательных технологий РГГУ была развернута выставка книг, посвященных Леонардо да Винчи, из фондов библиотек РГГУ, ИИЕиТ РАН, Политехнического музея, Библиотеки иностранной литературы. Там же были представлены посвященные Леонардо да Винчи мультимедийные информационные системы, работающие в интерактивном режиме; на восьми терминалах были продемонстрированы фрагменты видеоматериалов; с помощью интерактивных систем визуализации был обеспечен доступ к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию о Леонардо да Винчи. В специально оборудованных демонстрационных залах были представлены видеокомпьютерные образовательные инсталляции — Леонардо, его и наше время.

20-21 июня 2002 г. прошел II Международный форум "Образование XXI века - новые средства и новые технологии", посвященный новым подходам к процессу обучения, основанному на использовании новейшего презентационного оборудования. Лейтмотивом всех выступлений стала необходимость тесного сотрудничества между производителями, интеграторами и образовательными учреждениями. По мнению участников форума, только такое взаимодействие может обеспечить наиболее эффективное внедрение современных мультимедийных технологий в образовательный процесс. Несмотря на многократные попытки различных институтов и университетов внедрить в учебный процесс последние достижения мультимедийной техники, до сих пор не найдены эффективные подходы к ее использованию. В процессе решения находятся такие важные методические и методологические вопросы, как разработка содержательной части мультимедийных курсов, подготовка преподавателей, умеющих использовать новые средства обучения, воздействие новых образовательных технологий на психику студентов и т. д. Все эти вопросы вызвали большой интерес со стороны участников форума и послужили основой для оживленной дискуссии.

 

* * *

В прошедшем учебном году продолжилась работа "Комплексное экспериментальное исследование возможности управления качеством обучения в условиях широкого использования новых информационно-коммуникационных технологий".

Данный педагогический эксперимент проводится в условиях реального учебного процесса с 1999 г. Организаторами эксперимента являются Институт новых образовательных технологий и Институт психического здоровья РАМН. Основной дисциплиной, служащей предметно-содержательной базой эксперимента стала "История науки и техники", контент которой находится на различных носителях, в том числе в сетевом варианте. Научный руководитель эксперимента - ректор РГГУ, академик Ю.Н. Афанасьев. Некоторые промежуточные итоги эксперимента: предложена и обоснована образовательная модель, работающая в условиях широкого применения ИКТ и позволяющая осуществить управление качеством обучения на предметно-содержательном, аппаратно-программном и психолого-медицинском уровне; апробирована методика выбора оптимальной формы представления знаний, прежде всего в зависимости от индивидуальных психологических характеристик студентов, а также методика регулирования плотности информационных потоков в зависимости от состояния функциональных систем организма каждого из студентов; получены экспериментальные данные (по результатам электроэнцефалографии), позволяющие адекватно определить психофизиологическую цену интенсивного обучения в условиях ИКТ, а также оценить рациональные пределы увеличения плотности и интенсивности индивидуального информационного воздействия. Полученные в эксперименте результаты, отраженные в 12 статьях, обсуждались на различных научных конференциях. Основные исихолого- и организационно-дидактические методики, применяемые в эксперименте, запатентованы в Российской Федерации (патенты № 49096 от 16.07.2001; № 2180455 от 10.03.2002 ).

 

* * *

Продолжилась работа в области компьютерной и информационной организации учебной и производственной деятельности учебного заведения. В РГГУ функционирует комплекс компьютерных классов для проведения занятий, из них 14 классов с использованием новейших информационных технологий. За период истекшего учебного года в Институте новых образовательных технологий введены в эксплуатацию еще пять новых компьютерных классов.

МУЛЬТИСКРИННЫЙ ВИДЕОКОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС (538 ауд.) Назначение класса: формирование познавательной активности на перцептивном уровне с использованием медиаданных. Особенности класса: проведение самостоятельных работ студентов с возможностью комментирования аудиовизуальной информации в текстовых редакторах на ПК.

МУЛЬТИСКРИННЫЙ ВИДЕОКЛАСС (540 ауд.) Назначение класса: формирование познавательной активности на многопоточном аудиовизуальном уровне усвоения материала. Особенности класса: обеспечение многоканальной подачи аудио-, видеоматериала с VHS, DVD, Video-CD, CD-Rom-но-сителей.

КЛАСС "ВИРТУАЛЬНЫЕ ЧЕРНИЛА" (542 ауд.) Назначение класса: мультимедийное интерактивное обучение логико-математическим основам гуманитарного знания. Особенности класса: инсталлированные программно-аппаратные средства позволяют протоколировать на машинах учащихся последовательные графические комментарии преподавателя, проводимые на обычной маркерной доске. Зафиксированный материал доступен всем участникам учебного процесса посредством сети Internet.

КЛАСС МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ (545 ауд.) Назначение класса: проведение групповых занятий, деловых игр и организация ситуационного моделирования процессов. Особенности класса: овальная планировка рабочих мест, оснащенных ПК, интегрированными в локальную и глобальную сеть, и использование сканирующей, копирующей доски и рельсовой системы для формулировки и анализа деловых ситуаций позволяет проводить различные виды деловых игр с распределением функциональных ролей участников.

КЛАСС КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРАКТИКУМОВ И ТЕСТИРОВАНИЯ (543 ауд.) Назначение класса: компьютерное тестирование и аттестация с использованием сетевых технологий. Особенности класса: применение копирующей доски позволяет графически протоколировать комментарии преподавателя, а также проводить многофункциональные тесты с использованием локальной сети.

На факультете защиты информации и в ИАИ также введены в эксплуатацию современные компьютерные классы, позволяющие работать как во внутренней сети, так и в Internet.

За 2001/02 уч. г. лаборатория компьютерных информационных сетей выполнила подключение к локальной сети РГГУ следующих подразделений университета: расчетной части бухгалтерии; административных подразделений библиотеки РГГУ; факультета искусств; Музейного центра РГГУ; учебного отдела; web-лаборатории; кафедры английского языка; отдельных подразделений УПОУ; ИПК; различных учебных аудиторий. Произведена установка web-сервера новой конфигурации, налажена более современная система резервного копирования, модифицирована система удаленного доступа, переустановлен взамен морально устаревшего сервер dns.

 

* * *

Работниками лаборатории программного обеспечения в истекшем учебном году была проделана следующая работа.

1. Сопровождение задач расчетного отдела бухгалтерии: расчет заработной платы, расчет стипендий, подготовка форм для передачи информации о заработной плате и стипендиях в Автобанк: подготовка сведений для пенсионного и страхового фонда; подготовка информации о едином социальном налоге; установка новых версий программ.

2. Работа автоматизированной системы "Абитуриент": доработка и настройка сетевой версии под Windows в соответствии с требованиями Приемной комиссии РГГУ; организация сетевого класса для наполнения базы данных "Абитуриент"; сопровождение автоматизированной системы "Абитуриент" в течение работы Приемной комиссии РГГУ для бюджетных и внебюджетных абитуриентов.

3. Ввод личной карточки преподавателя в базу данных "Отдел кадров". Наполнение базы данных "Студенты" управления кадров.

4. Обновление версии Lotus Notes и администрирование сервера Lotus DOMINO: автоматизация административно-управленческой деятельности; автоматизация учебно-методической деятельности; внедрение автоматизированных технологий в области дистанционного обучения; использование технологий Lotus в учебном процессе.

Всего используется около семидесяти баз данных. По базам данных производились следующие работы: контроль за использованием БД, отслеживание размеров, сжатие, физическое копирование, обновление индексов полнотекстового поиска, проверка историй репликаций, устранение репликационных конфликтов и контроль хода репликаций.

По серверам Lotus DOMINO проводились следующие работы: регистрация пользователей, контроль технического состояния, переустановка OS, ведение служебных баз данных, работа по спискам доступа к серверу.

В 2001/02 уч. г. отдел информационно-технических средств обучения проводил звукоусиление заседаний Ученого совета, дней открытых дверей, конференций, круглых столов, лекций, презентаций и т. д.

Отдел также обеспечивал компьютерным и проекционным оборудованием выездные выставки и конференции. Выполнено более 150 заявок по обеспечению учебного процесса техническими средствами.

В прошедшем учебном году экспериментальной лабораторией "WEB-сервер РГГУ" принято и размещено более 100 блоков новостной информации от учебных, научных и хозяйственных подразделений РГГУ.

Кардинально изменен дизайн главной страницы сайта РГГУ (www.rsuh.ru), постоянно проводятся унификация, совершенствование и актуализация информации во всех разделах сайта. Создан фотогид по университету, разработана карта сайта, работает поиск.

15 марта 2002 г. был создан отдел информационного обеспечения "Пресс-центр" РГГУ. Основными задачами пресс-центра являются: освещение основных значимых мероприятий, проводимых университетом; обеспечение своевременного размещения пресс-релизов и фотоотчетов на информационных досках РГГУ и в новостном разделе университетского сайта www.rsuh.ru; рассылка новостей на сайты разнообразных информационных порталов и в средства массовой информации.