Информатизация и новые технологии образования

В 2007/2008 учебном году Институтом новых образовательных технологий и информатизации в тесном сотрудничестве с другими подразделениями университета проводилась работа по следующим направлениям деятельности Университета: развитие программно-аппаратного и сетевого комплексов университета; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области информационных, коммуникационных, интерактивных и аудиовизуальных технологий; разработка и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и учебно-исследовательских модулей нового поколения; выполнение учебно-методических и учебно-научных функций в области применения обучающих информационных, коммуникационных, аудиовизуальных, интерактивных и мобильных технологий; выполнение комплекса научно-экспериментальных работ.
Одной из главных задач Института является внедрение в учебный процесс новейших разработок в области новых образовательных информационных, коммуникационных, интерактивных и аудиовизуальных технологий.
Институт проводит исследования в нескольких направлениях: создание и поддержка образовательных Интернет-ресурсов, разработка образовательных баз данных, создание учебно-методических мульти- и гипермедийных комплексов; исследование влияния новых высокотехнологических средств на здоровье учащихся; эффективное применение робототехнических устройств для преподования гуманитарных дисциплин.
Сотрудниками Института поддерживаются национальные Интернет-порталы посвященные истории науки и техники (www.historyscience.ru), проблеме изучения творчества Леонардо да Винчи (www.vinci.ru), Микеланджело (www.michelangelo.ru), Дюрера (www.durer.ru). Ведется переписка с посетителями сайта, постоянно обновляется содержательная часть. Материалы, размещенные в сети, используются в учебном процессе многих российских учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.
В 2006–2007 уч. году преподаватели Института провели большую педагогическую работу. Ими читались лекции, велись семинары и лабораторные работы по курсам: «История науки и техники», «Новые информационные технологии», «Компьютерные технологии в образовании», «Системы машинного перевода» и др.
Сотрудниками Института подготовлены 3 докторских диссертации.
В рамках проекта по созданию двух мультимедийных курсов «История науки и техники Древнего Китая» (научный руководитель проекта – проф. Ю.С. Воронков, куратор проекта – А.Н. Медведь) и «История науки Древней Японии» (научный руководитель проекта – проф. Ю.С. Воронков, куратор проекта – С.В. Гришачев), совместно с университетом Цинхуа (КНР) и Институтом истории естествознания и техники РАН, разработана концепция проекта "Наука и техника традиционных культур Дальнего Востока". Начата работа по сбору информации для баз данных, из которых будет состоять проект. Одна из целей предлагаемого учебно-научного проекта – изменить взгляд на пути исследования знаний Древнего Китая и Японии. Во главу угла здесь ставится отказ от линейного подхода к раскрытию тем курсов.
Проект представляет собой набор взаимосвязанных друг с другом баз данных: лекции, биографическая база данных, хронологическая база данных, хрестоматия, аудиозаписи и видеоизображения, графика, эвристические задания, библиография. Но это не дает готовых рецептов решения тех или иных образовательных задач. Задача максимум вообще отказаться от слова «курс», предоставив исследователям карты и возможность самим выбирать свой курс в море познания древнекитайской науки.
Нелинейность древнекитайских знаний, их синкретичность предусматривает именно такой, «мозаичный» подход к изложению истории этих знаний. Процесс обучения предполагает уровневость. Этот принцип будет соблюден в предлагаемом проекте. Начальный уровень – лекции, построенные по классическому типу и посвященные отдельным областям знаний Древнего Китая и Японии, тем, кто захочет пойти дальше, будет предложен комплекс эвристических заданий, для решения которых нужно будет привлекать материал из обширных баз данных. Третий уровень – постановка собственной исследовательской проблемы и ее решение.
В 2007–2008 г. продолжилось активное сотрудничество Политехнического музея и РГГУ по созданию музейной экспозиции в стенах РГГУ – «Музей истории науки и техники», а также по координации комплексного проекта «Мусейон», выполняемого еще и совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН.
С 19 по 21 октября 2007 в Москве прошёл Второй Фестиваль науки, в котором приняло участие более 20 ведущих научных организаций и высших учебных заведений города Москвы в том числе и Российский государственный гуманитарный университет. Инициатива проведения Фестиваля науки была поддержана Московским правительством. Фестиваль уже во второй раз проводится в целях повышения роли науки в инновационном развитии города, укрепления престижа профессии ученого и преподавателя, привлечения талантливой молодежи в научно-техническую сферу Москвы, а также реализации основных направлений инновационной политики города Москвы. В воскресенье 21 октября на площадке Политехнического музея прошла секция фестиваля «Россия в мире инноваций: история и современность». Темой дня стали информационные технологии. Выступление о новейших информационных, коммуникационных и аудиовизуальных инструментах образования XXI века директора Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ Кувшинова С.В. сопровождалось непосредственным показом технологии DViT, рассказом о 3D виртуальной визуализации и многих других новинках, которые в скором будущем станут нормой учебного процесса.
17 июня 2008 года в стенах Политехнического музея в рамках проекта «Мусейон» и международной программы Intel «Обучение для будущего» состоялся учебно-методический форум-защита проектно исследовательских работ по курсу «История науки». Из 108 работ представленных студентами Института психологии РГГУ и Центра социальной антропологии РГГУ были выбраны 10 лучших. По итогам форума-защиты было принято решение о публикации лучших студенческих работ в журнале «История науки и техники».
Один из аспектов теоретической деятельности Института в 2007-2008 учебном году был направлен на экспериментальную деятельность по направлениям:
 теоретический и экспериментальный подходы к проблеме управления качеством профессионального образования;
 психолингвистические условия эффективности обучения в новой образовательной среде;
 модели формирования интеллектуальных технологий единства языка, речи, мышления;
 психофизиологический аспект изучения новой образовательной среды;
 психофизиологические (центральной нервной деятельности и вегетативной нервной системы) корреляты интеллектуальным технологиям единства языка, речи, мышления;
 динамики ЭЭГ и вегетативной нервной системы у студентов в процессе профессионально-ориентированной речевой деятельности с применением интеллектуальных технологий;
 связи типологии ЭЭГ студентов с успешностью учебной деятельности при применении новых обучающих технологий;
 психолингвистический анализ текста и его психофизиологические корреляты (на материале юридических текстов);
 связи вегетативной нервной системы в условиях целенаправленного применения интеллектуальных технологий;
 эффективность применения мезо-диэнцефальной модуляции (МДМ) в образовательном процессе;
 стратегическая задача обучения в современной образовательной среде с позиций интегральной психофизиологии.
Эксперимент 2007/08 уч. года направлен на изучение метатехнологий. Была создана модель экспериментальной деятельности по изучению внутренних условий развития человека в новой образовательной среде на основе авторской «Лингво-психо-физио-логической концепции развития/саморазвитя познавательной активности в новой образовательной среде» (разработчик – канд. психол. Наук, доцент Л.П. Бельковец). В концепции выделены метатехнологии, описаны условия по их формированию. В обучающем, формирующем эксперименте, сформулирована гипотеза о том, что выявленные метатехнологии являются инструментом формирования комплексных лингво-психо-физио-логических динамических саморазвивающихся структур человека. Данные структуры представляют внутренние условия развития коммуникационно-информационной среды, обеспечивающей связи и отношения жизнедеятельности человека в быстроменяющейся внешней среде. Для проверки гипотезы в эксперименте были выбраны метатехнологии с языком как социальным средством установления связей и отношений, речью как индивидуальным средством установления связей и отношений и мышлением как личностным средством установления связей и отношений. Логические операции, использованные как метатехнологии в тексте с языком, речью, мышлением, интериоризуясь, становятся инструментом развития внутренней среды человека. эксперименты с метатехнологиями проводились на материале естественного языка и искусственного языка (языка композиции).
В экспериментальном обучении с естественным языком участвовали студенты первого курса ИП РГГУ в количестве 70-ти человек - эксперимент на предмете «История науки и техники». Исследовались метатехнологии, как инструмент формирования комплексной динамичной структуры – внутреннего условия развития человека на материале естественного языка.
В экспериментальной серии с искусственным языком участвовали студенты дизайнеры первого курса (16 человек) при обучении предмету «Композиция».
Эксперимент проводился на аппаратуре экспресс-диагностики МЧС России и аппарате «МДМ», позволяющем осуществлять съем биоэлектрической активности мозга в условиях экспериментальной деятельности. Проведена обработка данных и составлен общий отчет с выводами и рекомендациями по материалам формирующего, обучающего эксперимента сотрудниками института и приглашенными специалистами.
В течение года проводился постоянно действующий научно-практический объединенный семинар «Развитие человека в новой образовательной среде» совместно с исследовательской группой «Виртуалистика» Института философии РАН. Тема каждого семинара отражала острую проблематику по обозначенным направлениям, например по теме «Операционально-деятельностное содержание "Лингво-психо-физио-логической концепции развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде"».
На основе экспериментальных материалов ИНОТиИ был создан новый курс «Язык, речь, творчество». Это «Перцептивный тренажер», в условиях которого осуществляется одновременное обучение операциям на материале родного и иностранных (английский, немецкий, французский) – как модели интериоризации естественных языков.
Обучение операциям и деятельностям в условиях информационной учебной деятельности можно осуществить не только в специализированных пропедевтических курсах, но и вводить в предметное обучение как старших классов школ и лицеистов, так и студентов ВУЗов. Это потребует лишь специального методического оснащения работы с информационным содержанием предмета, которую может осуществить любой преподаватель в процессе интерактивной, презентационной и текстовой деятельности при взаимодействии: учитель – учащийся.
Таким образом, теоретически обоснована и методически оснащена учебная деятельность субъекта обучения как интенсивная информационная деятельность для новой образовательной среды, которая формирует не только психофизиологическую готовность субъекта к быстро меняющимся условиям среды, но и является условием его развития и саморегуляции. Материалы семинара размещены на сайте (inot.rsuh.ru). В данном направлении научной деятельности Институт тесно сотрудничает с Исследовательской группой «Виртуалистика» ИФ РАН, ООО «МультиМедиа Технологии и Дистанционное обучение», ООО «Научно-коммерческое предприятие ЭКРИС», Методическим Управлением и Управлением двухуровневой системы подготовки и качества образования РГГУ, Институтом языкознания РАН, Компанией IBS, НПФ БИОСС, Лицеем 1550, Гимназией 1518, Одинцовским Гуманитарным университетом, Центром РКИ РГГУ, кафедрой английского языка РГГУ, Московской Государственной Консерваторией, МВХПУ им. Строганова, Лингвистическим факультетом Гуманитарного Университета, МГППУ, МГТУ им. Баумана, Центром «Антистихия», Институтом развития дополнительного профессионального образования, Издательским домом «1 сентября» и др.
Институт проводит постоянную работу по внедрению научных и методических разработок в практику обучения – прочитан цикл лекций по программе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в образовании» в Школе IT. В частности, во втором семестре 2007/08 уч. года для преподавательского состава негосударственной школы «Логос-ЛВ» г.Мытищи Московской области. Общее количество человек прошедших обучение в Школе IT в 2007/08 учебном году составило 53 человека.
Также продолжилось обучение по программе INTEL - «Обучение для будущего». На сегодняшний день выпускниками программы стали более трех с половиной миллионов учителей и студентов вузов из 35 государств, только в России число обучившихся составило 365 тысяч человек. В Москве действует 3 обучающие площадки, среди них площадка нашего Университета, предназначенная для студентов-гуманитариев. Учебный курс Intel в Школе IT адаптируется к новым образовательным системам, его обновление происходит каждый год. Программа совмещает преимущества проектно-исследовательского метода и возможности самых современных компьютерных технологий. Для слушателей – выпускников программы в течение года регулярно проводились семинары, дополнительные тренинги, консультации в режиме on-line. Оригинальный учебный план программы включает 11 модулей с возможностью адаптации для задач конкретной группы слушателей. Преподаватели в процессе обучения работают над организацией самостоятельных исследований учащихся, изучают критерии к оценке уровня получаемых учащимися знаний. Программа призвана улучшить процессы образования и обучения, помочь глубже освоить студентам и преподавателям новейшие информационные коммуникационные и аудиовизуальные технологии, расширить их использование в профессиональной деятельности в самых разнообразных формах обучения: аудиторной, дистанционной, дополнительной. За 2007/08 уч. год по программе INTEL «Обучение для будущего» в РГГУ было обучено 340 студентов, на конкурсы было представлено 309 проектов, 268 студентов получили свидетельства INTEL.
Также одной из главных задач Института является обеспечение кардинального роста эффективности обучения в университете за счет широкого использования ИКАТ в учебном процессе. С 1999 года благодаря коллективу Института в Университета функционирует комплекс мультимедийных классов, в которых проводится мультимедийный учебный процесс по всему спектру дисциплин, преподаваемых в РГГУ. В начале второго семестра 2007/08 уч. года была полностью произведена замена оборудования в аудитории 501. В холле 5-го этажа 6 корпуса была проведена беспроводная сеть Wi-Fi с открытым доступом.
В течение всего учебного года Институт оказывал организационную и техническую поддержку по обеспечению 17 сеансов видеоконфернцсвязи с российскими и зарубежными партнерами. В частности совместно с Управлением международных связей, в рамках многолетнего сотрудничества были проведены лекции в режиме on-line с Университетом Нанта (Франция).
В 2007/2008 уч. году продолжилось формирование учебно-экспериментальной площадки интерактивных технологий. Совместно с ведущими IT-компаниями – партнерами нашего Университета на безвозмездной основе были оснащены четыре аудитории комплекса: ауд.№510 «Многофункциональный мультимедийный класс “Дельфин”» - установлена интерактивная стена, состоящая из двух досок StarBoard FX Duo "сшитых" программным образом, так чтобы они представляли единое пространство для работы. В качестве проекторов используется еще одна новинка: мультимедийный короткофокусный проектор Hitachi CP-A100. Благодаря применению уникальной оптической технологии с использованием линз, гибридных систем и зеркал, данный ЖК проектор дает изображение размером 60 дюймов с расстояния 42 см; ауд. №513 «Класс новых компьютерных технологий» - поверх обычной маркерной доски установлена специальная интерактивная рама с инфракрасными излучателями «MediaVisor», позволяющая считывать любую надпись или изображение; ауд.№ 522 «Видекомпьютерный рирпроекционный класс» - проведена инсталляция интерактивной кафедры TechPod. Это уникальное устройство позволяет преподавателям оперативно вести занятия с использованием мультимедийной информации без помощи ассистентов. Кафедра оборудована документ-камерой, микрофоном, подсветкой, Touch столом, DVD плеером, и комплексным пультом управления светом, настенным экраном. Первые отзывы преподавателей о новом устройстве показывают, что данный тип оборудования представляет собой новый этап в развитии технических средств обучения, радикально меняющих образовательный процесс; ауд.№524 «Мультимедийный лингафонный класс» - установлена интерактивная доска нового поколения SmartBoard 660i c встроенным мультимедиа-проектор Unifi 35 с XGA-разрешением и интегрированной аудио-системой; ауд. № 528 «Визионариум» - в рамках интерактивного 3D-проекта продолжилось создание демонстрационно-образовательных модулей: «Архитектурные проекты Леонидова», «Шедевры музея искусств г.Пизы», «Сложные структуры фрактальных объектов» и др.
21 декабря 2007 г. коллективом Института был проведен VII конкурс лучших студенческих мультимедийных интерактивных инсталляций «Рождественская Бьеннале – 2007», на определение лучшей мультимедийной работы, в котором смогли принять участие студенты гуманитарных, технических вузов, а также учащиеся школ. Трансляция конкурса в сеть Интернет производилась с использованием нового социального сервиса Web 2.0 www.smotri.ru.. Цель конкурса: оценить умения студентов эффективно применять мультимедийные интерактивные средства для представления творческих работ, а также навыки публичной презентации. На конкурс было прислано 127 работ из различных городов России и ближнего зарубежья.
В рамках проекта «Интерактив плюс» работает постоянный исследовательский семинар «Гуманитарное измерение» проводимый совместно с МГППУ, МГУ им. М.В. Ломоносова и др. Работа данного семинара продиктована необходимостью постоянного профессионального диалогового общения и консультаций по вопросам эффективного использования интерактивного компьютерного оборудования (доски Smart- Board) и в целом работы в мультимедийной образовательной среде, исследования возможностей сетевых коммуникаций. В рамках семинара обсуждаются возникающие в образовательной среде проблемы связанные с введением в учебных процесс новых средств коммуникации, превращением их из систем обработки и носителей информации в сферу создания новых взаимоотношений, которые должны приобрести статус образовательных. Современное образовательное учреждение и его педагогический коллектив неизбежно становятся исследовательской площадкой, изучающей и отбирающей наиболее продуктивные образовательные методы, которые апробируются непосредственно в учебной практике и закрепляются в коллективно – проектной исследовательской деятельности учащихся. Модели такого общения в современном стремительно расширяющемся коммуникативном поле могут быть весьма многообразны и будут способствовать развитию креативных способностей учащихся. Однако все новые вариации развития требуют осознанного включения новых методов и технологий в образовательное пространство, должны опираться на опыт соразмеренной и критической оценки своих собственных возможностей. В область обсуждаемых на семинаре вопросов могут включются не только новые, например, связанные с освоением возможностей интерактивных устройств, но и традиционные – успевает ли педагог быть впереди студента и в чем состоит роль современного преподавателя.
Главной целью организации и проведения семинара – объединение педагогов и руководителей экспериментальных площадок для решения практико – теоретических задач по освоению и введению в учебный процесс интерактивных мультимедийных технологий.
В течение всего 2007/08 уч. года в рамках исследований по проблемам информатики, сенсорики и мехатроники активно проводились эксперименты с новой системой программного обеспечения для учебно-научных и специальных роботов. Было апробировано несколько алгоритмов адаптивного поведения мобильного робота, снят видеоролик, рассказывающий о данных процессах. По результатам работ в Санкт-петербургском Институте информатики РАН руководитель лаборатории В.Е.Пряничников сделал доклад о методах математического моделирования эхосигналов. Данная проблема, в настоящее время, является весьма актуальной и востребованной промышленностью. На комплекс выполненных работ получен акт о внедрении научных результатов в деятельность специализированных организаций РАН.
На 18-ом симпозиуме «Интеллектуальное производство и автоматизация», проводимом Международной ассоциацией DAAAM International Vienna, была представлена работа выполненная ИНОТиИ РГГУ совместно с ИПМ им. М. В. Келдыша РАН. В докладе было рассказано о комплексе исследований и полученных результатах по разработке сенсорно управляющего модуля мобильного робототехнического устройства, используемого не только в научных исследованиях, но и в учебном процессе РГГУ для подготовки студентов информатиков. Работа и доклад были отмечены золотой медалью.
В рамках сотрудничества с международной ассоциацией DAAAM, ИНОТ РГГУ посетила делегация специалистов из Австрии, Венский технический университет и Хорватии - Задарский университет. Главной темой обсуждения явилось научная кооперация в Европе по вопросам информатики, сенсорики и робототехники путем создания международной виртуальной учебно-научной лаборатории по мехатронике (по технологии VPN-каналов), объединяющей возможности ведущих университетов России, Австрии и Хорватии. Стороны договорились о создании объединенной лабораторно-экспериментальной базы, на основе Интернет технологий, используя имеющееся и создаваемое оборудование: мобильные роботы и тренажеры и стенды ИПМ, а также многофункциональные учебно-исследовательские комплексы Задарского университета. Создаваемые средства робототехники ориентированы не только на использование в образовательном процессе технических вузов, но и гуманитарных, занимающихся проблемами информатизации.
В марте 2008 года профессор Лиу Джилин с коллегами из Института информационных технологий и коммуникаций Шеянгайского университета (КНР) посетили ИНОТиИ РГГУ. В ходе знакомства с наработками ИНОТиИ в области новых образовательных технологий и мехатронных робототехнических устройств была получена договоренность о более тесном взаимодействии между институтами. Гостям было продемонстрировано мобильное робототехническое устройство, которое используется в нашем университете для отработки у студентов навыков программирования. В результате совместных работ начат обмен информационными кейсами по использованию информационных и компьютерных технологий в учебном процессе.
В марте 2008 года был образован новый научно-технический журнал по вопросам робототехники, сенсорики, автоматизированных систем и информатики (издательство «Радиотехника», научная серия в журнале из списка ВАК «Информационно-измерительные и управляющие системы»). В редакционную коллегию журнала с участием иностранных ученых вошли также директор ИНОТиИ РГГУ Кувшинов С.В, а главным редактором журнала приглашён руководитель Лаборатории по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики ИНОТиИ РГГУ канд. техн. наук, профессор В.Е.Пряничников.
В рамках этой проблемтики работает постоянно действующий объединенный семинар по робототехническим системам при поддержке ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана.
На протяжении всего учебного года сотрудниками Института осуществлялась техническая поддержка конференций, круглых столов, дней открытых дверей, заседаний Ученого совета, семинаров, презентаций и т.п. мероприятий проводимых Университетом, в частности, таких как: Серия семинаров Учебно-научного центра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ, Дни Турции, Дни Дании, Дни Гватемалы, I Гуманитарные чтения, международная конференция «Глобализация и терроризм: противоречия и угрозы XXI века», VIII Чаяновские чтения, Международный форум «Сочи-2014: международное и культурно-образовательное измерение», II Российско-китайский энергетический форум «Гуманитарные аспекты российско-китайского энергетического сотрудничества» и многих других.
В итоге общее количество выполненных заявок по обеспечению мероприятий, лекций, семинаров и учебного процесса в целом техническими средствами за отчетный период составило 4 410.
В ноябре 2007 года успешно закончен проект оснащения Зала Ученого Совета современной аудио-видео-конференц-системой.
В начале 2008 года ИНОТиИ РГГУ и некоммерческое партнерство «Лига образования» договорились о сотрудничестве. Разработна совместная программа проекта "Цифровое образование", который предусматривает создание библиотеки решений в области использования цифрового оборудования, разработка системы сертификации образовательных учреждений, создание сети цифровых учебных заведений. Проект будет представлен на выставке Integrated Systems Russia, которая пройдет в октябре 2008 года в выставочном комплексе "Крокус-экспо".
В течение всего 2007/2008 учебный год сотрудниками Института были организованы и успешно проведены ряд различных международных форумов и конференций.
18 сентября 2007 года состоялась Международная выставка средств и систем отображения информации EuroDISPLAY. Это мероприятие проводится один раз в два года в разных городах Европы. В 2007 году впервые столь представительное событие состоялось в России. EuroDISPLAY является одним из важнейших общепризнанных мировых форумов в области дисплейных технологий и систем отображения. Одним из мероприятий выставки стал круглый стол по вопросам внедрения и использования различных систем отображения в образовательных средах, организатором которого, являлся ИНОТиИ РГГУ. Среди докладов были заслушаны выступления на тему «Реализация Национального проекта «Образование» средствами аудио-визуальных технологий – проблемы и решения», «Объемные дисплейные изображения для науки, бизнеса, искусства и образования», «Интерактивные тренажерные комплексы с дисплейными системами отображения моделируемой ситуации», «Дисплеи и медиаинсталляции современного искусства», «Презентационные устройства в концепции цифровой школы России» и другие. Сотрудникам ИНОТ РГГУ была предоставлена возможность подробно рассказать об опыте интеграции передовых дисплейных технологий в культурно-образовательном пространстве университета. По результатам работы круглого стола, участниками было высказано пожелание об организации тематических обучающих семинаров для профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала на базе ведущих вузов и университетов Москвы.
7 ноября 2007 года в рамках Международной Конференции «Integrated Systems Russia 2007» - ИНОТиИ являлся организатором секции по образованию. Наиболее интересными аспектами обсуждения Конференции стали возможности и перспективы применения аудио-визуальных технологий в образовании.
31 марта 2008 года в рамках I Гуманитарных чтений РГГУ состоялись подиумные дискуссии: «Образовательные технологии и многоуровневые образовательные программы»(модератор: Зверева Г.И.); «Образовательные технологии и построение новой информационной среды» (модератор: Кувшинов С.В.); «Образовательные технологии в обществе, основанном на знании» (модератор: Неклюдов С.Ю.) По материалам выступлений подготовлен сборник материалов с краткими тезисами выступлений.
19 июня 2008 года в Российском государственном гуманитарном университете состоялся IX международный интерактивный форум образовательных технологий «Цифровое образование», который представил новейшие решения в области образовательных технологий и определивший значимость роли взаимодействия человека с интерактивными технологиями. Жанр мероприятия определен как научно-образовательное - Hi-Tech Show.
Помимо этого Институт совместно с другими подразделениями университета (Центром дистанционных технологий обучения, Учебно-научным центром визуальной антропологии и эгоистории, Отделением электронных учебных ресурсов «Классическое наследие» ЦДО и др.) принял участие в крупнейших российских и мировых выставках: Cebit-2008 (Ганновер, Германия), BEET-2008 (Великобритания), Международной книжной ярмарке во Франкфурте (Германия), Международной научно-практическая конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург) и др., где были представлены новейшие разработки РГГУ в области новых образовательных технологий.


Список работ опубликованных сотрудниками ИНОТиИ в 2007/08 учебном году:


1. Бельковец Л.П. «Учебная модель» для новой образовательной среды.// газета "ИКТ в образовании" (приложение к "Учительской газете"), ноябрь 2007 г.
2. Бельковец Л.П. Необходимость и условия формирования механизмов саморегуляции в быстро меняющейся интерактивной информационной среде. // Материалы XYII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» 9-11 ноября, 2007г. («ИТО – 2007 г.»). Ч.II, с.75-77. – ч. 2, ст. 9
3. Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. Гуманитарное образование и некоторые проблемы подготовки IT-специалистов // Информатизация и глобализация социально-экономических процессов: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции (21 ноября 2007 г., Москва, Россия. М.: ВНИИПВТИ, 2007. С.288-290
4. Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. Информационные, коммуникационные, аудивизуальные и интерактивные технологии как уникальный инструмент создания новой образовательной среды // Сборник методических рекомендаций "Умные уроки со SMART" по работе со SMART-устройствами и программами . М.: "ИНЭК", 2007
5. Кувшинов C.B. Социальные сервисы web 2.0 для профессиональной подготовки инженерных кадров // Материалы XYII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» 9-11 ноября, 2007г. («ИТО – 2007 г.»). Ч.V, с.165-167. – ч.2. ст. 7
6. Кувшинов С.В., Пряничников В.Е. Подготовка ИТ-специалистов с использованием новейших инструментов робототехники, сенсорики и мехатроники // Информатизация и глобализация социально-экономических процессов: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции (21 ноября 2007 г., Москва, Россия. М.: ВНИИПВТИ, 2007. С.305-307
7. Бельковец Л.П. «Учебная модель» для новой образовательной среды.//Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник докладов. Том 1. Санкт-Петербург, 2008. с.161-163.
8. Воронков Ю.С. Принципы освоения историко-научного знания. //Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник докладов. Том 2. Санкт-Петербург, 2008. с.129-130.
9. Гусева А.Х. SMART-технологии: о концепции авторского спецкурса и особенностях ведения аудиторных занятий в классах интерактивной визуализации. //Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник докладов. Том 1. Санкт-Петербург, 2008. с.134-136.
10. Кувшинов С.В. Интерактивные технологии виртуальной реальности для преподавания гуманитарных дисциплин. //Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник докладов. Том 1. Санкт-Петербург, 2008. с.25-27.
11. Кувшинов С.В. HI-Tech и новая парадигма образования XXI века. //Новые образовательные технологии в ВУЗе: пятая международная научно-методическая конференция. Сборник докладов. Часть 2. Екатеринбург, 2008. с.217-219.
12. Кувшинов С.В. Образование-BEET'а версия.// Inavate. январь-февраль 2008, с.12-13.
13. Кувшинов С.В. Цифровая школа - новый инструмент профессионализации школьников. /Бюллетень клуба авиастроителей, 2 (38)февраль 2008, с.94-99.
14. Кувшинов С.В. Формирование фундаментальных компетенций будущих специалистов для работы в условиях ситуационных центров / Ситуационные центры и перспективные информационно-аналитические средства поддержки принятия решений: Материалы научно-практической конференции. РАГС. 25-27 апреля 2007 г. / Под общ. ред А.Н.Данчула. - М.: Изд-во РАГС, 2008. с. 273-276.
15. Кувшинов С.В. Медиакоммуникации как новый фактор социокультурного взаимодействия в образовательно пространстве // Сб. Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 13-16 сентября 200 г. / Под общ.ред. В.К.Егорова. - М.: изд-во РАГС, 2008. С. 744 - 748.
16. Мартынова М.С. SMART-образование non-stop: применение интерактивных технологий в условиях рекреации. //Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник докладов. Том 1. Санкт-Петербург, 2008. с.231-233.
17. Ярославцева Е.И. Современные интерактивные коммуникации и экспериментальные тенденции в образовании. //Новые образовательные технологии в ВУЗе: пятая международная научно-методическая конференция. Сборник докладов. Часть 2. Екатеринбург, 2008. с.553-559.
18. Ярославцева Е.И. Освоение нового образовательного инструмента: метод вглядывания. //Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Сборник докладов. Том 2. Санкт-Петербург, 2008. с.189-191.