Потенциальные возможности исследовательского эксперимента

Ярославцева Елена Ивановна

В современном мире, находящемся в постоянном динамичном изменении, получить благоприятный результат совершенно невозможно, не опираясь на  опыт предварительно проведенных исследований, то есть экспериментов. Особенно ясно это проявляется в системе образования, где  всегда актуальным является вопрос получения наиболее полной информации о новейших открытиях жизни мира и природы.

Естественный познавательный процесс всегда был связан с экспериментом, а образовательный – с созданием методических пособий, которые стремились обучить человека получению новых знаний, как бы оптимизировать движение к открытию. Эксперимент и методика уравновешивали друг друга.

Всякое методическое пособие разрабатывается для того, чтобы сократить количество ошибок при получении образовательного результата. В нем аккумулируется опыт специалистов, которые неоднократно решали  соответствующий тип задач и выработали определенную формулу достижения результата.

Однако  при достаточно длительном движении к результату каждый специалист обнаруживает, что возникают варианты движения, определяемые  разнообразием внешних и внутренних условий. И поэтому при обучении проблемным областям необходимо уделять больше внимания, проводя эксперименальные исследования тех или иных  практических задач. Это нужно для того, чтобы сделать более точный прогноз развития событий, получения эффективного результата.

При усложнении образовательных задач эксперимент приобрел самостоятельное значение как способ изучения различных вариантов познавательной деятельности, а именно, тех аспектов, которые определяют повышение или понижение ее эффективности. Более того,  экспериментальное воспроизведение процессов, проведение опытов стало особой частью образовательных действий, превратившись в локальный участок  специальной деятельности и повышения учеником собственной самостоятельности.

Таким образом, эксперимент становится важным в двух отношениях. Это действие становится своеобразной самостоятельной моделью образования, а так же позволяет исполнителю обрести новый, пусть и локальный, опыт. В каком-то смысле экспериментирование похоже на игру. Но в игре больше непосредственности, а эксперименте больше логично организованных, исследовательских действий, которые структурируют ее на элементы, позволяют осуществлять последующий анализ и сравнение.

Методическое пособие – это практически полезный текст. Его можно отличить от инструкций и простых рекомендаций, а так же списков рецептуры тем, что в нем есть обоснования более общего характера, выработанные на основе конкретных научных исследований. Такие рекомендации вырабатываются для пользователя, не знающего глубинных природных закономерностей, не имеющего специальных знаний или недостаточно часто обращающегося к практике, чтобы иметь свои наблюдения. Одним словом, методика позволяет воспроизвести необходимые действия, осуществить процесс в целом с наименьшими ошибками и в любое необходимое время.

Стоит заметить, что это происходит, благодаря формализации значительного объема  материала. Конечно это, приводит к потере некоторых актуальных данных, но, в то же время, требует от пользователя во время воспроизведения творческого подхода, навыков креативной работы с материалом.

В современном образовании эксперимент становится частью методических рекомендаций. Это уже не просто случайные события, возникшие в результате рядового любопытства. Это запланировано создаваемый процесс, позволяющий вглядываться в особенности происходящих изменений, проникать в суть взаимосвязей, открывать  все более глубоки закономерности. Любое изменение внешних событий заставляет думать, что  может измениться сам способ получения результата, что  ведет к потребности вновь оптимизировать взаимодействие  участников образовательных процессов, других факторов.

Исходя из того, что методическое пособие создается для получения практического результата, человек, опирающийся на эти знания, может быть назван пользователем, подобно тому, как сегодня называют людей, использующих компьютеры.  И, наверное, в каком-то смысле само методическое пособие можно назвать программой действий, способствующих получению необходимого результата. Однако реальное движение к результату, путь обнаруживает себя как более сложный процесс, что, собственно, и должно учитываться в методическом пособии, чем оно и отличается от программы. Методическое пособие служит лишь навигатором в движении по проблемному полю взаимодействия педагога со студентами.

В частности, всякий эксперимент имеет цели и задачи. В нем могут воспроизводиться достаточно широкие образовательные действия, но для анализа выделяется особый круг задач, что позволяет  отследить систему взаимосвязей на локальном участке образовательных коммуникаций. Причем, в области внимания остаются, как ведущие – инвариантные процессы, которые позволяют делать выводы о более широких закономерностях, распространять получаемые знания в виде моделей познавательного процесса.

Цель эксперимента, о котором речь пойдет ниже, более внимательно выявить особенности использования интерактивного оборудования, частности, интерактивных досок резистивного типа Smart board, в образовательном процессе, при решении конкретной образовательной задачи. Эти особенности выявляются при сравнении разных способов изучения научного текста: традиционного чтения и разбора текста и работу с ним при использовании разных типов мультимедийных компьютерных презентаций.

Это цель  многоэтапного исследовательского эксперимента, начало которого связано с первой задачей – прочтением научного текста и отображением этой работы в мультимедийной и устной формах.

 

Итак:

История психологии и современные технологии

I этап

Для чтения участникам эксперимента – студентам предлагался текст П.Я.Гальперина «Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных и его значение» 5 часть.

 

Цель работы:

 

–  Разработка методики  работы с учебным  материалом на примере научного текста.

–  Создание методических рекомендаций  для  работы со Smart Board.

 

Предполагаемый результат:

Овладение  методами работы со Smart Board позволяют педагогу

- cделать процесс обучения более интересным для учеников;

- более эффективно проверять качество усвоенных знаний;

- дает  альтернативные методы проверки   знаний;

- «разговаривать на одном языке» с учениками.

Преимущества обучения  с использованием  Smart Board – это расширение возможностей изображения  внутренних связей между понятиями текста, их динамики. Легкость управления мультимедийными объектами,  создание собственных блоков и схем  в личной коллекции.

Это позволяет осуществлять групповую работу, открытый диалог,  совершая следующие действия: представление  результатов своей работы другим участникам учебной группы, буквальное сравнение позиций на  плоскости интерактивного экрана, аргументированное доказательство своего мнения, эффективный поиск общего решения.

Идеи сотрудничества в учебной деятельности являются одной из определяющих основ современного обучения. «Значение  этой формы  организации обучения столь велико, что существует тенденция  рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества»  - пишет И.А. Зимняя.

Особенно важной характеристикой  работы на smart Board  является возможность построить в современном техническом пространстве  работу, основанную на  теоретических положениях деятельностного подхода и идее сотрудничества  в образовании.

Доска в данном случае является тем общим пространством,  на котором может происходить виртуально-предметная  деятельность и сотрудничество в ней.

 

Ход работы:

I. Чтение текста

II. Составление презентации в программе Smart Notebook

Главной чертой в планировании на Smart Board является  структура  Smart Notebook.  Эта программа состоит из последовательности слайдов, каждый из которых  является  пространством для совместной учебной деятельности. Таким образом,   в начале создавая структуру презентации, можно заложить и последовательность работы, последовательность деятельностей. Это и является планированием. Каждому слайду задается название или дается какое-то символическое обозначение (например цвет или знак в углу, дизайн слайда). В некоторых случаях формулировка названий слайдов позволяет  обобщить уже пройденный материал.

Дальнейшая работа на уроке происходит в пространстве этого плана. Он не остается на обратной стороне меловой доски и не выскользает из памяти, благодаря чему даже в самостоятельной работе ребенку легче держаться программы и не уходить в сторону от темы.  Это может быть  особенно актуально для детей с дефицитом внимания  и контроля.

Технически здесь очень важно, что каждый слайд не ограничен определенными размерами, его можно расширять, если это необходимо.

Сущность задания, которое дается студентам, заключается в необходимости посредством презентации провести собственную визуализацию понимания текста.

 

III. Представление презентации

Каждый, прочтя текст, создает свои опорные образы, отражающие его понимание содержания. При сравнении этих образов организуется дискуссия между участниками, позволяющая углубиться в представление смысла  текста, выработать общий интегральный образ. В завершение совместно проводится подведение итогов дискуссии:  формулируются выводы, задаются новые вопросы,  определяются проблемные места.

IV.  Самостоятельная работа с текстом

После коллективного обсуждения работ каждому предстоит изменение содержания индивидуальных презентаций  в направлении создания  общих смысловых зон. Это не исключает существование  авторских смысловых нюансов,  но при этом выявляется общая логическая линия, которая становится  принятым для всех инструментом анализа рассматриваемого текста.

V. Повторное представление презентации

Повторное представление презентации является уже  не столько ознакомительной работой с находками каждого автора, сколько сверкой общих позиций, на которых  авторы решили остановиться. Здесь представление может уже протекать не в последовательном показе материала, а при  указании на опорные образы, основные слайды.

VI. Обсуждение

Важным этапом в данном случае становится обсуждение, коллективная выработка общей позиции и понимания предмета изучения,  не отнимающего при этом возможности  развития своих представлений, связанных с данной теорией, нахождения своих «точек роста». Для ОСтижения баланса между коллективным и индивидуальным мнением, возможно, следует составлять не очень большие группы, читающие один и тот же текст. Участникам  групп предстоит  научиться слушать и слышать друг друга, уметь отражать мнение товарища в своей работе.

VII. Составление коллективной презентации

Завершающим этапом становится составление коллективной презентации. Она является материальным воплощением проделанной работы.  Кроме того, она отражает не только уровень, достигнутый учащимися, но и весь процесс, и его этапы.

Особенно актуальна в этом отношении функция записи, своеобразного электронного мониторинга процесса занятий. Она позволяет максимально подробно зафиксировать, а затем – восстановить процесс работы еще, останавливаясь на  интересных местах более полно и подробно. Благодаря этой  возможности педагог может  проследить работу отдельного учащегося и выделить его сильные и слабые стороны в усвоении предмета, в совместной деятельности.

Кроме того, данная возможность позволяет человеку самому пронаблюдать весь процесс движения по материалу, логику анализа и прочие особенности рефлексии и познавательной деятельности.

В завершении можно сделать вывод,  что даже теоретические  подходы позволяют предположить, что получаемые в первом приближении предварительные результаты эксперимента с использованием Smart Board в  процессе  обучения, могут показать эффективность предложенного метода работы. Можно выделить несколько преимуществ использования интерактивных технологий Smart Board в обучении. Подобные формы работы  способствует формированию:

- компетентности учеников в предмете, а не только накоплению знаний и навыков;

- активности учеников  в обучении;

- самостоятельности;

- структурированности знаний, что вытекает из необходимости  совместной деятельности в учебной группе.

 

Другие стороны образовательного процесса с использованием  интерактивной доски Smart Board могут быть описаны при более длительном  наблюдении за использованием новых компьютерных  мультимедийных технологий в  образовательном процессе.

 

Продолжение темы эксперимента вы можете увидеть здесь: http://www.gosbook.ru/user/documents/1562