План работы Учебно-научной лаборатории развивающих технологий

Содержание запланированной теоретической и методической деятельности

В лаборатории разрабатывается модель, теоретико-экспериментальной деятельности по изучению внешних и внутренних условий развития человека в меняющейся образовательной среде, на основе «Лингво-психо-физио-логической концепции развития/саморазвития познавательной активности субъекта обучения» (канд.психол. наук, доцент Л.П. Бельковец).

В обучающем, формирующем эксперименте, проводящемся на основании лингво-психо-физио-логической концепции с 2007 по настоящее время, проверяется гипотеза о том, что выявленные метатехнологии являются механизмом формирования интегральных, динамических, саморазвивающихся, сенсорно-перцептивных способностей человека. Данные механизмы организуют внутренние условия познавательной активности субъекта в коммуникационно-информационной среде, обеспечивают связи и отношения жизнедеятельности человека в быстроменяющихся внешних условиях уже в сенсорно-перцептивном звене приема, переработки и применения информации. Для проверки гипотезы выбраны метатехнологии с языком как социальным средством установления связей и отношений, речью как индивидуальным способом рече-мыслительной деятельности и смысловой деятельности субъекта обучения. Логические операции – метатехнологии усвоения, понимания и осмысления - осуществляются с языком, речью и мышлением при извлечении информации в условиях различных видов чтения (скорочтения, рационального чтения, профессионально ориентированного чтения).

 

Содержание экспериментальной деятельности

Эксперимент проводится с целью установления эффективности и качества методик приема переработки и применения информации в сенсорно-перцептивном звене познавательной деятельности (различных видах чтения) при извлечении информации с помощью усложняющихся операций (метотехнологий) с языком, речью и смысловым содержанием текста (на материале естественных и искусственных языков)

Результаты экспериментального обучения анализировались на основании следующих видов анализа:

1. Психолингвистический анализ, направленный на установление ошибок в языке, речи, смысловом содержании авторского текста.

2. Анализ функционального состояния центральной нервной системы и динамики мозговой деятельности у испытуемых в процессе методических воздействий при использовании современных обучающих технологий методом электроэнцефалографии.

3. Анализировались: психоэмоциональное состояние; вегетативная дисфункция (интегральный показатель отклонения от нормы); коэффициент асимметрии; соотношение симпатической и парасимпатической нервной систем до участия в учебной деятельности – в состоянии покоя; в ходе выполнения деятельности и после выполнения учебной деятельности.

 

Участники обучающего и формирующего эксперимента по изучению познавательной активности субъекта обучения:

Автор концепции и экспериментальных методик - Л.П. Бельковец, зав.лабораторией, канд.психол.наук, доцент.

Экспериментальная серия с использованием искусственного языка композиции — профессор В.А. Рыбалко (факультет дизайна)

Экспериментальная серия с использованием английского языка — доцент Мазурина О.Б.

Преподаватель экспериментальной серии с использованием технологий формирования интегрального механизма познавательной активности сенсорно-перцептивного звена (факультет документоведения) – доцент Бельковец Л.П.

 

Контроль и обработка результатов исследования:

Старший научный сотрудник врач-валеолог-исследователь Кауров Б.А.;

Врач-энцефалографист-исследователь Матвеева Н.С.

Техническое обеспечение эксперимента — ст.лаборант Козлова С.М., студентка 5 курса Института психологии им.Выготского.

Техническое обеспечение материалов деятельности лаборатории – лаборант Полянская Я.Б.

 

Экспериментальная работа лаборатории позволила уточнить цель и задачи проблемы управления познавательной активностью субъекта; сформулировать дополнения к методическому обеспечению формирования интегральных-сенсорно-перцептивных оперант позновательной активности сенсорно-перцептивного звена как лингво-психо-физио-логического новообразования, а также добавить в методику обучения предметным содержаниям способы объективной оценки качества: усвоения, понимания, осмысления по параметрам: полноты, адекватности, глубины и интенсивности усвоения понимания и осмысления информации, извлекаемой из знаковых и образных источников.

 

Информационная деятельность

Планируется принимать активное участие в информационной деятельности РГГУ, других вузов и образовательных учреждений, деятельность которых направлена на эффективность обучения и развитие познавательной активности субъекта.

 

Планируются семинары лаборатории на темы:

1. «Операционально-деятельностное содержание «Лингво-психо-физио-логической концепции развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде».

2. «Обучающий, формирующий эксперимент по изучению возможностей формирования, синхронизации компонентов интегрального саморазвивающегося лингво-психо-физио-логического механизма развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде».

3. Лаборатория примет участие в чтениях РГГУ.

4. Зав. Лабораторией Л.П. Бельковец планирует запись блогов, содержащих информацию по теории, методике практического применения развивающих познавательную активность на ее сенсорно-перцептивном уровне, как условие развития и саморегуляции субъекта обучения.

5. Лаборатория планирует (в период 2010 – 2011 г.г.) осуществлять контакты с Британском советом с целью обмена информацией по проблеме создания эффективных условий активности субъекта.

6. Запланировано обучение различным видам чтения (скорочтение, рациональное чтение, профессиональноориентированное чтение) для преподавателей Международной Коммерческой Академии (г. Жуковский) с целью овладения теорией и методикой развивающего обучения с применением иностранных языков.