Информатизация и новые технологии образования в 2006/2007 учебном году

 

В 2006/2007 учебном году Институтом новых образовательных технологий и информатизации в тесном сотрудничестве с другими подразделениями университета проводилась работа по следующим направлениям деятельности Университета:

  • - развитие программно-аппаратного и сетевого комплексов университета;
  • - повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области информационных, коммуникационных, интерактивных и аудиовизуальных технологий;
  • - разработка и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и учебно-исследовательских модулей нового поколения;
  • - выполнение учебно-методических и учебно-научных функций в области применения обучающих информационных, коммуникационных, аудиовизуальных, интерактивных и мобильных технологий;
  • - выполнение комплекса научно-экспериментальных работ.

Одной из главных задач Института является внедрение в учебный процесс новейших разработок в области новых образовательных информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий.

Институт проводит исследования в нескольких направлениях: создание и поддержка образовательных Интернет-ресурсов, разработка образовательных баз данных, создание учебно-методических мульти- и гипермедийных комплексов, участие в педагогическом процессе и научной жизни университета.

Сотрудниками Института поддерживаются национальные Интернет-порталы посвященные истории науки и техники (www.historyscience.ru), творчеству Леонардо да Винчи (www.vinci.ru), Микеланджело (www.michelangelo.ru), Дюрера (www.durer.ru). Ведется переписка с посетителями сайта, постоянно обновляется содержательная часть. Материалы, размещенные в сети, используются в учебном процессе многих российских учебных заведений.

В 2006–2007 уч. году преподаватели Института провели большую педагогическую работу. Ими читались лекции, велись семинары и лабораторные работы по курсам: «История науки и техники», «Новые информационные технологии», «Компьютерные технологии в образовании», «Системы машинного перевода» и др. Все занятия проводились с использованием новейших технических средств и технологий, авторского раздаточного материала, оригинальных программ. В образовательном процессе активно использовались новые сетевые сервисы Web 2.0, позволяющие создать креативную среду для обучения. Как пример, можно привести такую связку ресурсов: Wiki, Youtube, flickr, netvibes, zoho, del.icio.us, livejournal. Текстово-информационным звеном в этой цепочке выступает сервис Wiki, который содержит в себе огромные библиотеки информации, причем любая информация с этого ресурса может быть отредактирована, то есть имеется возможность обновлять информацию. Медиа-информационными ресурсами в этой цепи являются Youtube и flickr, отвечающими за видеофайлы и изображения. Поиск, обработка информации на виртуальных рабочих столах – netvibes, по сути это связующее звено между информационными ресурсами и рабочей областью пользователей. Livejournal – сервис, позволяющий проследить весь ход процесса обучения, все обсуждения, проблемы находятся здесь. Функции рабочей области прекрасно выполняет сервис zoho, позволяющий оперативно организовывать процесс обученияпо сложным схемам. Он собирает в себе все инструменты, необходимые для исследовательской работы. Del.icio.us – легко и быстро найдет уже созданные проекты в данной области. В результате активного использования сотрудниками и преподавателями центра сервисов Web 2.0  стало возможным дать следующую оценку новым возможностям интернета: -доступность: работа с сервисами не требует специальных профессиональных навыков в области компьютерных технологий. Сервисы организованы таким образом, что ими может пользоваться студенты первых курсов, учащиеся лицея; - мобильность: любой человек в любой точке земного шара на любом оборудовании, оснащенном Интернет-браузером может создать собственный проект, осуществить коммуникацию; -универсальность: из множества существующих на настоящий момент социальных сервисов можно найти соответствующий сервис для выполнения учебно-образовательных задач; -наглядность: сервисы выполнены так, что информация которая наиболее важна, воспринимается в первую очередь. Дизайн Web 2.0 – это не просто оболочка, а стиль, который постепенно становиться нормой.

Созданы и растиражированы 3 новых учебно-образовательных мультимедийных модуля на DVD-Rom – «История и теория развития аэрокосмической науки и техники», «History science and Technology», «Библиография по истории освоения воздушного пространства. Часть 1. 1783-1932 гг.»

В феврале 2007 г. была начата работа по созданию концепции двух мультимедийных курсов: «История науки и техники Древнего Китая» (научный руководитель проекта – проф. Ю.С. Воронков, куратор проекта – А.Н. Медведь) и «История науки Древней Японии» (научный руководитель проекта – проф. Ю.С. Воронков, куратор проекта – С.В. Гришачев). Проект по истории науки и техники Китая предполагается реализовать в сотрудничестве с университетом Цинхуа (КНР) и Институтом истории естествознания и техники РАН.

         В 2006–2007 г. продолжилось сотрудничество Политехнического музея и РГГУ по созданию музейной экспозиции в стенах РГГУ – «Музей истории науки и техники», а также координация комплексного проекта «Мусейон», выполняемого еще и совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН.       

14 июня 2007 года в стенах Политехнического музея в рамках проекта «Мусейон» и международной программы Intel «Обучение для будущего» состоялся учебно-методический форум-защита проектно исследовательских работ по направлению «История науки и техники». Из 76 представленных студенческих работ были выбраны 14 лучших для публичных выступлений. По итогам форума-защиты было принято решение о публикации лучших студенческих работ в журнале «История науки и техники».

С 23 по 27 октября 2006 г. состоялась IX Международная конференция "Интеллектуальные системы и компьютерные науки" (МГУ им. М.В.Ломоносова).  В конференции принимали участие сотрудники Института – А.С.Строгалов, С.Г.Шеховцов, К.В.Харин, которые  сделали на ней пленарный доклад "Компьютерные системы обучения и информационно-познавательная среда".

  Один из аспектов теоретической деятельности Института в 2006-2007 учебном году был направлен на развитие и углубление лингво-психо-физиологической концепции развития-саморазвития познавательной активности в новой образовательной среде. В этом направлении были уточнены уровни познавательной активности (перцептивный – усвоение; речемыслительный – понимание; смысловой – отношение). К этим уровням выделены механизмы познавательной активности: физиологические, психологические, композиционные, психолингвистические. Определены внешние условия познавательной активности -  «чтение – текст», операции целенаправленного формирования по уровням и параметры оценки сформированности по уровням и в целом.

Таким образом, была создана  модель целенаправленного управления приемом переработки и применения информации на основе лингво-психо-физио-логической концепции. Данная модель целенаправленно формирует готовность субъекта обучения к эффективной работе в быстро меняющейся информационной среде. Кроме этого, овладение языком познавательной активности на разных уровнях формирует интегральный механизм – «саморегуляция», включающий  отношение, установку и приводящий к гибкому, сознательному пользованию содержанием информационной среды. Данная концепция, реализуемая в условиях и меняющейся информационной среды, делает учебный процесс эффективным, здоровьесохраняющим и развивающим.

В текущем учебном году концепция обогатилась разработкой «языка композиции» и методикой формирования композиционных решений, что позволяет наряду со схемой развития познавательной активности на вербальном материале целенаправленно формировать образное восприятие картины мира в условиях новой образовательной среды.

В течение второго семестра 2006/2007 уч. года Институт проводил обучающий эксперимент, целью которого было выявить условия формирования механизма саморегуляции на разных уровнях и этапах познавательной активности (перцептивный – усвоение; речемыслительный – понимание; смысловой – отношение) в условиях изучения курса «Концепции современного естествознания». Процесс обучения включал мультимедийную презентацию, лекционный цикл, оформление результата в виде презентации, публикации, веб-сайта и работу по отбору, переработке и структурированию тематически мотивированной информации по предмету с содержанием, включающим проблему (основополагающий вопрос) и задачи (проблемные вопросы). Задачи формировались на основании суждений по теме и умозаключениям, обоснованным фактическим материалом и оформленным в презентацию в виде медиа-слайдов.

Данное исследование внешних и внутренних условий развития учащихся в новой образовательной среде проводиться с 1999 года. Данный эксперимент продолжает линию исследований методологической основы, теории, методики и практики развития человека в новой образовательной среде. В представленной части эксперимента участвовали студенты 1 курса Института психологии РГГУ и 2 курса факультета журналистики РГГУ (всего 70 человек). К настоящему времени проведены психофизиологические, психологические, психолингвистические исследования и экспериментальное развивающее обучение, осуществляется  качественная и количественная обработка результатов эксперимента.

Эксперимент проводился на аппаратуре экспресс-диагностики МЧС России и аппарате МДМ, позволяющем осуществлять съем биоэлектрической активности мозга в условиях экспериментальной работы. Основными результатами эксперимента было выявление параметров и критериев механизма саморегуляции и получение результатов на основании корреляции состояний и различных параметров активности мозга. Съем производился в условиях реального учебного процесса на разных уровнях познавательной деятельности.

В течение года проводился постоянно действующий научно-практический объединенный семинар «Развитие человека в новой образовательной среде» совместно с исследовательской группой «Виртуалистика» Института философии РАН. Тема каждого семинара отражала острую проблематику по обозначенным направлениям, например: «Концепция и эксперимент» и  «Метод проектов и алгоритмизация для новой образовательной среды» (докладчик – Л.П.Бельковец, канд.психол.наук, доцент), «Взаимодействие информационных и интеллектуальных технологий» (докладчик – М.А.Пронин, канд.мед.наук, руководитель Исследовательской группы «Виртуалистика» ИФ РАН), «Системный подход к современному обучению и методология информатизации» (докладчик – Ю.Р.Кофтан, директор научно-коммерческого предприятия ЭКРИС, /г.Обнинск/), «Формирование образного восприятия в новой образовательной среде. Язык композиции» (докладчик – В.А.Рыбалко, член Союза художников, доцент МВХПУ им. Строганова) и др. Главная цель семинара – создание возможности широкого диалога для научной и образовательной общественности, посвященного методологическим, теоретическим и практическим аспектам современного образования. Основной же задачей являлось рассмотрение и анализ различных современных подходов к обучению и образованию через призму авторской лингво-психо-логической концепции развивающего обучения в новой образовательной среде, а также выявить эффективность качества обучения, развивающую компоненту и здоровьесберегающие условия новой образовательной среды. Концепция развивающего обучения в новой образовательной среде представляет методологическую основу метатехнологий, устанавливающих характер учебной деятельности – ее интенсивность и сложность, а также организующих уровни познавательной активности: усвоение, понимание  и отношение. Материалы семинара размещены на сайте (inot.rsuh.ru).

Таким образом, учебный процесс, развивающийся на основе предложенной концепции, учитывает как условия новой образовательной среды, так и классические дидактические требования: обучение и развитие.

В научной деятельности Институт тесно сотрудничает с  Исследовательской группой «Виртуалистика» ИФ РАН, ООО «МультиМедиа Технологии и Дистанционное обучение», ООО «Научно-коммерческое предприятие ЭКРИС», Методическим Управлением и Управлением двухуровневой системы подготовки и качества образования РГГУ, Институтом языкознания РАН, Компанией IBS, НПФ БИОСС, Лицеем 1550, Гимназией 1518, Одинцовским Гуманитарным университетом, Центром РКИ РГГУ, кафедрой английского языка РГГУ, Московской Государственной Консерваторией,  МВХПУ им. Строганова, Лингвистическим факультетом Гуманитарного Университета, МГППУ, МГТУ им. Баумана, Центром «Антистихия», Институтом развития дополнительного профессионального образования, Издательским домом «1 сентября» и др.

Руководитель лаборатории Института Л.П.Бельковец выступила с научными докладами на различных образовательных конференциях, таких как – III всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда сегодня и завтра» (27-30 сентября 2006 г., г.Москва, ВВЦ), XVIII международная конференция «Применение новых технологий в образовании» – «ИТО-Троицк-2007 г.» (27-28 июня 2007 г., г.Троицк, Московская область) и др.

Институт проводит постоянную работу по внедрению научных и методических разработок в практику обучения – прочитан цикл лекций по программе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в образовании» в Школе IT, проведено развивающее обучение школьников 10-х классов Лицея 1550 в элективном курсе по программе «Развитие познавательной активности в системе “текст – чтение”».

         Также одной из главных задач Института является обеспечение кардинального роста эффективности обучения в университете за счет широкого использования ИКАТ в учебном процессе. С 1999 года благодаря коллективу Института в Университета функционирует комплекс мультимедийных классов, в которых проводится мультимедийный учебный процесс по всему спектру дисциплин, преподаваемых в РГГУ.

В октябре 2006 года, при поддержке ректората Университета, комплекс мультимедийных аудиторий ИНОТиИ был подключен к дополнительному отдельному каналу связи РосНИИРОС. Была полностью изменена топология сетевой инфраструктуры классов, обновлено серверное оборудование, что повысило эффективность проведения учебных занятий с использованием образовательных интернет-ресурсов.

В декабре 2006 г. – январе 2007 г. во всех аудиториях была произведена замена преподавательских компьютеров на новые. Также, при поддержке Университета и участии дружественных компаний были полностью обновлены рабочие станции студентов в аудиториях  №510, №512, №514, №542, №545.

В течение всего учебного года Институт оказывал организационную и техническую поддержку по обеспечению 27 сеансов видеоконфернцсвязи с российскими и зарубежными партнерами. В частности совместно с Учебно-научным мезоамериканским центром им. Ю.В.Кнорозова и Управлением международных связей был осуществлен проект по проведению 12 образовательных видеоконференций между Российским государственным гуманитарным университетом и Национальным автономным университетом г.Мехико (Мексиканские Соединенные Штаты).

Осенью 2006 года сотрудниками Института была проведена общеуниверситетская акция по утилизации списанного и подлежащего списанию с баланса оборудования. По договору с соответствующей организаций на аффинаж было передано 4304 единицы техники.

В 2006/2007 уч. году продолжилось формирование учебно-экспериментальной площадки интерактивных технологий. Совместно с ведущими IT-компаниями – партнерами нашего Университета на безвозмездной основе  были оснащены четыре аудитории комплекса: ауд. №538 «Видеокомпьютерный класс» - установлена интерактивная доска и программное обеспечение Hitachi «StarBoard»; ауд№540 «Мультискринный класс» - инсталлировано интерактивное оборудование GTCO – доска Interwrite SchoolBoard; ауд.№ 543 «Класс компьютерных практикумов и тестирования» - установлена интерактивная доска Polyvision «Walk and Talk»; ауд.№545 «Класс моделирования деловых процессов» - создана «стена творчества» состоящая из доски CopyBoard, интерактивной доски Promethian «ActiveBoard», и  маркерной доски. В аудитории №528 «Визионариум» (Институт МассМедиа) создано уникальное для российского образования решение для презентаций объектов виртуальной реальности – линейка устройств UnID. Это приборы прямого взаимодействия, которые работают с синтезированными на компьютере 3D объектами, многомерными данными, сценами, с двух и трехмерными виртуальными мирами. Оборудовав «Визионариум» интерактивной системой «EligoVision», состоящей из прибора взаимодействия UnID, модуля регистрации оптического сигнала (на базе стандартных камер) и программного обеспечения, стало возможным взаимодействовать с данными и анализировать сложные информационные процессы в реальном времени: все приборы серии UnID легко интегрируются в уже существующую среду взаимодействия.

В декабре 2006 г. коллективом Института был проведен V Всероссийский конкурс интерактивных мультимедийных инсталляций «Рождественское бьеннале». В конкурсе приняло участие 120 студентов российских вузов, пятеро победителей были награждены ценными подарками.

В рамках проекта «Интерактив плюс»  работает исследовательский семинар «Гуманитарное измерение» проводимый совместно с МГППУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ИВФ РАО и ЦДПО ГОУ «Поведники». Семинар  ориентирован на понимание ценностных аспектов социальных трансформаций, а так же на осознание изменений коммуникаций человека в обществе, происходящих в связи с широким распространением мультимедийных компьютерных технологий в образовательной среде. Главной целью организации и  проведения семинара является объединение педагогов и руководителей экспериментальных площадок для решения практико-теоретических задач по освоению и внедрению в учебный процесс интерактивных досок различного типа.  На семинарах были затронуты темы: «Освоение интерактивных досок Smart Board», «Сеть свободы человека: прошлое и будущее», «Гуманитарное измерение сетевых коммуникаций» и др.

 

Основная тематика работ в области мехатроники, робототехники и сенсорики в 2006/2007 уч. год, выполняемая в рамках учебного процесса при активном участии студентов и аспирантов, это – разработка и создание навигационного сенсорно-управляющего модуля для перспективных мобильных роботов МЧС/АЭС, что позволило соединить учебные задачи и серьезные научные проекты в единый исследовательский процесс.

         Можно обозначить несколько этапов выполненных работ: разработана архитектура модуля, имеющего в своем составе - бортовую РС, микропроцессорные модули управления и связи с  интеллектуальными сенсорами, обзорно-сканирующие устройства, блок силовых управляющих ключей, ультразвуковые и ТВ оптоволоконные сенсоры, программное и микропрограммное обеспечение для задач навигации идентификации объектов и управления, тренажерные программы; изготовлен макетный образец 16-канального модуля управления с обратными связями через параллельный порт компьютера или микропроцессорные модули.

По разработанным образцам изготавливается опытные экземпляры.            Начата модернизация программно-информационного комплекса «Электронный тренажер для роботов», включающий создание системы для математического моделирования мобильных роботов с возможностью управления реальными устройствами. Ядро системы выполняется с применением (созданного в рамках диссертационной работы аспиранта РГГУ) планировщика параллельных вычислений с графовым интерфейсом IAR (Intelligent Adaptive Robots). Создан прототип для тиражирования поворотно-наклонных устройств для изменения ориентации ультразвуковых и ТВ датчиков программно-аппаратного комплекса ультразвуковой дальнометрии.  

Готовится к печати цикл публикаций под общим названием: «Разработка и создание навигационных и управляющих систем мобильных роботов с дистанционными сенсорами». В том числе по этой тематике, совместно с аспирантами РГГУ вышли следующие работы в специальном выпуске журнала “Информационно-измерительные и управляющие системы” к выставке ИАР-2005 (23-26 ноября), №1-3, т.4, 2006, М.: изд. “Радиотехника”, с.5, с. 195-201, с.91-98, с.170-175: «Идентификация сложных объектов с использованием системы робот – компьютерный томограф» (В.П.Ефанов, В.Е.Пряничников ПромИнтро, ИМАШ РАН / ИПМ им. М.В.Келдыша РАН); «Адаптивное управление гусеничного  робота в задаче мобильного патрулирования (В.Е. Пряничников,  И.А. Баранов, В.И. Денисов, К.И. Кий, К.Б. Кирсанов, А.А. Кирильченко, Б.М. Левинский,  В.Г. Шагалов,  ИПМ им.М.В.Келдыша РАН / РГГУ); «Разработка элементов научно-образовательной среды для задач мехатроники и сенсорики (С.В. Кувшинов, В.Е. Пряничников, О.Л. Артеменко, Б.М. Левинский, ИПМ им.М.В.Келдыша РАН, РГГУ, ИИЕТ РАН)

В декабре 2006 года, в рамках проекта инновационной поддержки новых технологий «East – West Technologies» совместно с Институтом прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН и Международной лабораторией «Сенсорика»  на Всемирном Салоне инноваций, научных исследований и новых технологий "Брюссель - Эврика" были представлены робототехнические устройства: робот «Сенсорика»,  экзоскелетоны и средства спасения – оригинальные мехатронные системы для безопасности человека и облегчения его перемещений. По итогам работы выставки разработки были отмечены золотыми и серебряными медалями.  

В целом, новая образовательная робототехническая программа, в лице канд.техн.наук, доцента В.Е.Пряничникова, отмечена официальным орденом Королевства Бельгия «Офисьер», за вклад в поддержку изобретательства.

Ежегодно проводимый в г. Брюсселе Всемирный Салон инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель – Эврика» является мировым смотром научной и инновационно-технической мысли. Он по праву считается одним из ведущих признанных событий в области демонстрации современных изобретений и инноваций, а также их коммерциализации. В Салоне приняли участие более 40 стран. Выставка проходила под патронажем короля Бельгии, при организационном и финансовом содействии Министерства экономики Региона Брюссель-столица и Бельгийской палаты изобретателей.

В апреле 2007 года сотрудники и аспиранты Института приняли участие в 18-ой научно-технической конференции "Экстремальная робототехника"  (10-11 апреля 2007  г., Санкт-Петербург, ЦНИИ РТК) со следующими докладами: «Разработка  сенсорной управляющей “головы” мобильного робота для навигации по ультразвуковым и ТВ-сенсорам»; «Создание распределенной информационно-управляющей  системы и ее применения для идентификации изображений мобильным роботом», «Разработка и создание навигационных и управляющих систем мобильных роботов с дистанционными сенсорами».

Помимо этого работает ежемесячный объединенный семинар по робототехническим системам при поддержке ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана под руководством профессора А.К.Платонова, Ю.Ф. Голубева, В.Е. Пряничникова и С.В.Кувшинова.

На протяжении всего учебного года сотрудниками Института осуществлялась техническая  поддержка конференций, круглых столов, дней открытых дверей, заседаний Ученого совета, семинаров, презентаций и т.п. мероприятий проводимых Университетом, в частности, таких как: Программа повышения квалификации преподавателей кафедр филиалов РГГУ, Серия семинаров Учебно-научного центра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ, Дни Турции, Дни Дании, Международная гендерная выставка Katoptron (Направление взгляда зеркала) в рамках специальной программы Второй Московской фотобиеннале, выставка Никиты Алексеева «54 Зимы» и другие выставки организованные факультетом истории искусства и Музейным центром РГГУ, Вечер Вячеслава Всеволодовича Иванова и презентация его видеомемуаров «Мы были странным исключением», Презентация видеомемуаров Г.С.Кнабе и многих других. 

В итоге общее количество выполненных заявок по обеспечению мероприятий, лекций, семинаров и учебного процесса в целом техническими средствами за отчетный период составило 4 338.

Помимо этого с этого учебного года введена практика ведения аудиозаписи в цифровом формате, с последующим тиражированием. Общее время записи  составило 286 часов. Также постоянно выполняются заявки по перезаписи информации с видеокассет и записи телепередач на DVD-диски.

Подготовлено техническое решение по оснащению Зала Ученого Совета современным конференц-оборудованием. Разработана соответствующая проектная документация.

Совместно с Институтом повышения квалификации РГГУ продолжила свою работу  Школа IT. Разработан новый учебно-методический комплекс по курсу «Новые информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в образовании» предназначенный для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. По окончании курса и защиты дипломной работы в 2006/2007 учебном году 28 слушателей Школы IT получили удостоверения и свидетельства государственного образца..

Также продолжилось обучение по программе INTEL - «Обучение для будущего». На сегодняшний день выпускниками программы стали более трех с половиной миллионов учителей и студентов вузов из 35 государств, только в России число обучившихся составило 365 тысяч человек. В различных регионах РФ действует более 100 обучающих площадок, среди них площадка нашего Университета. Учебный курс адаптируется к образовательным системам различных стран и регионов, его обновление происходит каждый год. В работе над учебным пособием помимо консультантов из других вузов России привлекались также и специалисты Института. Программа совмещает преимущества проектно-исследовательского метода и возможности самых современных компьютерных технологий. Для слушателей – выпускников программы в течение года регулярно проводились семинары, дополнительные тренинги, консультации в режиме on-line. Оригинальный учебный план программы включает 11 модулей с возможностью адаптации для задач конкретной группы слушателей. Преподаватели в процессе обучения работают над организацией самостоятельных исследований учащихся, изучают критерии к оценке уровня получаемых учащимися знаний.  Программа призвана улучшить процессы образования и обучения, помочь глубже освоить студентам новейшие информационные коммуникационные и аудиовизуальные технологии, расширить их использование в профессиональной деятельности в самых разнообразных формах обучения: аудиторной, дистанционной, дополнительной. В рамках данного проекта в текущем учебном году отчетные работы были выполнены 312 студентами и 17 преподавателями РГГУ. Данная программа способствует дальнейшему вовлечению студента в социально-ориентированные проекты, позволяет обобщать исследовательскую и методическую деятельность и содействует дальнейшему внедрению и распространению результата.

 

В течение всего 2006/2007 учебного года сотрудниками Института были организованы и успешно проведены ряд различных международных форумов и конференций.

 26 апреля 2007 года в Российском Государственном Гуманитарном Университете состоялась Первая Международная конференция «Web 2.0 – Социальные сервисы для науки, образования, искусства и бизнеса», Организаторами мероприятия выступили – РГГУ, Корпорация Intel, Компания ТрансТелеКом, Издательский дом "Открытые системы". На конференции собрались российские разработчики социальных сервисов и пользователей этих сервисов в научной, педагогической и деловой среде. Были рассмотрены тенденции, как изменяются наука, образование и управление под воздействием новых социальных Интернет-сервисов. Обсуждались основные направления развития информационных технологий, делались прогнозы в отношениях между людьми и программами в ближайшем будущем. РГГУ стал инициатором Всероссийского конкурса «Наедине со всеми» на лучшее студенческое решение по использованию в образовании социальных сервисов Web 2.0.

28 июня 2007 в Российском Государственном Гуманитарном Университете состоялся VIII Международный интерактивный форум образовательных технологий «Smart  Space of Education Today & Tomorrow» («Креативное пространство образования будущего»), который представил новейшие решения  в области образовательных технологий.  Впервые форум проводился в интерактивном режиме, благодаря системе персонального голосования всех участников. Жанр форума определен как  научно-образовательное - Hi-Tech Show.

         Помимо этого Институт совместно с другими подразделениями университета (Центром дистанционных технологий обучения, Учебно-научным центром визуальной антропологии и эгоистории, Отделением электронных учебных ресурсов «Классическое наследие» ЦДО и др.) принял участие в крупнейших российских и мировых выставках: CeBIT-2007  (Ганновер, Германия), Международном салоне книги и прессы в Женеве, 4-й международной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества» (г.Казань), Международной книжной ярмарке во Франкфурте (Германия) и др., где были представлены новейшие разработки РГГУ в области новых образовательных технологий.