"Развитие человека в новой образовательной среде"

9 ноября 2006 г. начал свою работу  постоянно действующий Объединенный семинар Учебно-научной лаборатории развивающих технологий ИНОТиИ РГГУ

 

«РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

 

Семинар проходит под руководством Л.П.Бельковец, канд. психол.н., доц., зав. Учебно-научной лабораторией развивающих технологий ИНОТиИ РГГУ.

 

Семинар  ставит своей целью создание для научной и образовательной общественности возможности широкого диалога, посвященного методологическим, теоретическим и практическим аспектам современного образования.

 

Основная задача: рассмотреть и проанализировать различные современные подходы к обучению и образованию через призму авторской лингво-психо-логической концепции развивающего обучения в Новой образовательной среде Л.П.Бельковец, а также выявить эффективность качества обучения, развивающую компоненту и здоровьесберегающие условия новой образовательной среды. Концепция развивающего обучения в новой образовательной среде представляет методологическую основу метатехнологий, устанавливающих характер учебной деятельности – ее интенсивность и сложность, а также организующих уровни познавательной активности: усвоение, понимание  и отношение.

 

Взаимодействие информационных и интеллектуальных технологий на основе предложенной концепции обеспечивает полноту усвоения предметного содержания, а также глубину речемыслительной деятельности и характер (сложность) отношения.

 

Таким образом, учебный процесс, развивающийся на основе предложенной концепции, учитывает как условия новой образовательной среды, так и классические дидактические требования: обучение и развитие.

 

Помимо сотрудников Учебно-научной лаборатории развивающих технологий и  В дискуссионной работе семинаров принимают участие Исследовательская группа «Виртуалистика» ИФРАН, Издательство "Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение",  сотрудники Методического отдела РГГУ и УДсПКО РГГУ, Института языкознания РАН, Компании IBS, НПФ БИОСС, Лицея 1550, Гимназии 1518, Одинцовского Гуманитарного университета, Центра РКИ РГГУ, кафедры англ. яз. РГГУ, Моск. Гос. Консерватории,  МВХПУ им. Строганова, Лингвистического фак-та Гуманитарного Университета, МГППУ, МГТУ им. Баумана, Центра «Антистихия», Института развития дополнительного профессионального образования, Издательского дома «1 сентября».

 

Первое заседание семинара «Концепция и эксперимент» состоялось 9.11.06.  Зав. Учебно-научной Лабораторией развивающих технологий Л.П.Бельковец представила авторскую концепцию «Лингво-психо-логическая концепция развивающего обучения в Новой образовательной среде» и медико-психо-физиологический эксперимент, в котором исследуется психофизиологическое состояние, эффект развития и качество обучения в усложненных условиях информационной среды. 

В обсуждении принимали участие директор ИНОТиИ С.В.Кувшинов; участники Исследовательской группы «Виртуалистика» В.В.Голиков, Г.П.Юрьев, О.А.Скоркин, а также сотрудники Ин-та Языкознания РАН, Московской Консерватории, гимназии 1518, Центра РКИ РГГУ, кафедры английского языка РГГУ, факультета Дистанционного обучения МГППУ, Одинцовского Гуманитарного университета, и др.

 

Второе заседание семинара «Взаимодействие информационных и интеллектуальных технологий» состоялось 14.12. 06. Рассматривались вопросы методологии и практики. Методологическую часть представил М.А.Пронин, канд. мед. н, руководитель Исследовательской группы «Виртуалистика» ИФ РАН. В качестве практического примера использования информационных технологий в учебном процессе была представлена и обсуждена мультимедийная работа студентки факультета Искусствоведения РГГУ Юлии Федоровны Сатировой, посвященная творчеству Бергмана. Работа была проведена в рамках курса «Компьютерные технологии в образовании».

С оценкой мультимедийного, речевого и текстового содержания презентации в дискуссии выступили директор ИНОТиИ С.В.Кувшинов, профессор Московской Государственной Консерватории В.Ф.Жданов, зав. Лабораторией развивающих технологий Л.П.Бельковец и другие участники семинара.

 

Третье заседание семинара «Метод проектов и алгоритмизация для Новой образовательной среды» состоялось 1.02.07.  С докладами выступили Л.П.Бельковец («Метод проектов и алгоритмизация в рамках лингво-психо-логической концепции») и Ю.Р.Кофтан, директор научно-коммерческого предприятия ЭКРИС, г. Обнинск («Системный подход к современному обучению и методология информатизации»). Оба доклада представляли логику развития взаимодействия информационных и интеллектуальных технологий на разных этапах. Особый интерес представляет это взаимодействие в условиях НОС при участии саморегуляции субъекта обучения с помощью метатехнологий. В обсуждении приняли участие эксперт Центра «Антистихия» А.Н.Качалкин, профессор МРПА А.А.Андреев, методист ИНОТ РГГУ М.Э.Шаскольская, руководитель Исследовательской группы «Виртуалистика» М.А.Пронин и другие участники семинара.

 

Четвертое заседание семинара «Формирование образного восприятия в Новой образовательной среде.(Язык композиции)» состоялось 1 марта 2007 года.  С докладом «Формирование образного восприятия в новой образовательной среде (язык композиции)» выступил В.А.Рыбалко, член Союза художников, доцент МВХПУ им. Строганова, который представил язык композиции как инструмент целенаправленно организующего образ восприятия в учебной мультимедийной среде. Язык композиции был разработан в рамках теоретических исследований Лаборатории развивающих технологий ИНОТиИ РГГУ и представляет собой «верхний» уровень познавательной активности (образное восприятие). Таким образом, лингво-психо-логическая концепция прирастила к уровню смыслового (вербального) восприятия уровень образного восприятия.

В дискуссии участвовали представители Исследовательской группы «Виртуалистика», а также сотрудники Ин-та языкознания РАН и Московской Государственной консерватории.

 

Пятое заседание семинара «Формирующий эксперимент по изучению внешних и внутренних условий развития познавательной активности в Новой образовательной среде" состоялось  12 апреля 2007 года.

Был представлен 1-й этап психофизиологического эксперимента по изучению изменения характера познавательной активности в НОС при использовании метатехнологий как инструмента развития / саморазвития субъекта обучения. Эксперимент представляли руководитель эксперимента, зав. Учебно-научной лабораторией развивающих технологий Л.П.Бельковец и сотрудники лаборатории: канд.мед.н. врач-энцефалографист Н.М.Матвеева, и канд.биол.н., врач-валеолог Б.А.Кауров.

Лаборатория развивающих технологий проводит исследование внешних и внутренних условий развития учащихся в новой образовательной среде с 1999 года. Данный эксперимент продолжает линию исследований методологической основы, теории, методики и практики развития человека в НОС. В представленной части эксперимента участвуют студенты 1 курса Института психологии РГГУ и 2 курса факультета журналистики РГГУ (70 человек). К настоящему времени проведены психофизиологические, психологические, психолингвистические исследования и начато экспериментальное развивающее обучение. Докладчики сообщили также о методиках и аппаратуре, используемых в исследовании.

 

Шестое заседание семинара "Синергетика как мировоззренческая парадигма современного мира. Методологические аспекты" состоялось 4 октября 2007 г.
С докладом выступил В.Г.Буданов, старший научный сотрудник ИФРАН, автор более 100 научных работ, в том числе: "Синергетические стратегии в образовании" (1996), "Трансдисциплинарное образование и принципы синергетики" (2000), автор монографии "Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании" (2007).
В докладе и в последующей дискуссии рассматривался и обсуждался синергетический подход как возможность построения человеческой деятельности, в частности образовательного процесса, как целостного видения природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога, создания креативной среды в условиях развития и саморазвития в изменяющемся мире. 

 

                             

В 2007-2008 учебном году состоится серия семинаров, посвященных дальнейшему развитию теории, методологии и практики развивающего обучения в новой образовательной среде с позиций синергетического подхода, как ведущего междисциплинарного направления XXI века.

 

  Заседания семинара проходят один раз в месяц, в первый четверг месяца

с 11.00 до 13.00 в ауд. 517 главного корпуса РГГУ, ул. Чаянова, 15.

 

Приглашаются все желающие.

 

Контактные телефоны: (499) 973 43 31, 8 (903) 663 46 15, 8 (917) 567 55 56.

e-mail: lydiyabelkovec@yandex.ru