Базовые направления работы 2012-2016

Учебно-научная лаборатория развивающих технологий

2012-2016.

Учебно-научная лаборатория развивающих технологий МИНОТ РГГУ, в соответствие с современными требованиями инновационного развития, расширяет подходы к изучению образовательного эффекта Hi-tech технологий, рассматривая современные сетевые коммуникации, цифровые образовательные пространства. Ставит задачи Hi-tech сопровождение развития учащихся с особенностями здоровья, с решением хзадач инклюзивного образования.

В качестве базы расширения  концептуального поля исследований учебно-научной лаборатории  были использованы  принципы научного исследовательского проекта «Интерактив плюс», развиваемого  совместно Институтом философии РАН и другими  образовательными и научными учреждениями с 2005 г. Главной идеей проекта является решение проблем интерактивных межсубъектных коммуникаций с использованием современных компьютерных систем, цифровых сетей, 3D технологи в гуманитарном аспекте.  В работе было сфокусировано внимание на активном исследовании интерактивного топоса человека, характеризующего его как сложную самоорганизующуюся систему, способную самостоятельно достигать устойчивых и оптимальных состояний при наличии целей развития. Эта позволяет решать сложные перспективные задачи, осваивать новые знания, а так же разрабатывать практические технологии коммуникаций в реальных и виртуальных средах. В связи с данными перспективами были выявлены подходы к анализу систем взаимосвязей, которые интенсивно расширяются новыми компьютерными цифровыми и сетевыми технологиями, обогащающими сферу образования, дающими ей новый импульс развития. Возможно говорить о возникновении нового параметра порядка  в системах взаимоотношений, новых вызовах, на которые должны отвечать работы лаборатории.

В области исследовательского внимания лаборатории находится актуальный вопрос, связанный с развитием дистанционного образования и веб-технологий общения, а именно, формирование стандартов по предоставлению образовательных услуг в сфере современного высшего профессионального образования, что требует инновационных подходов, выработки эффективных решений. Особенно это важно для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Среди всех образовательных субъектов коммуникативная пара «учитель-ученик», «педагог-студент» становится наиболее эффективной единицей оптимизации образовательного взаимодействия, в рамках  которой можно ставить и решать задачи формирования профессиональных компетенций, помогать студенту более эффективно и самостоятельно развивать свои способности, укреплять мотивацию к самообучению, разрабатывать собственные цели и строить перспективу.  

Данные направления деятельности показывают, что в учебно-научной лаборатории успешно развивается сотрудничество с ПИ РАО, позволяющее находится в поле новейших технологий исследования психологических возможностей человека. Одновременно создаются устойчивые взаимоотношения по обмену опытом с лабораториями других вузов: знакомство с методами комплексного тестирования состояний человека (МосГУ, факультет психологии и социальной работы), укрепление профессионального подхода к оценке эффективности дистанционных коммуникаций, особенно при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья,  создание инклюзивной среды при использовании современных мультимедийных компьютерных технологий сетевых коммуникации (МГППУ, факультет дистанционного образования). Устойчиво развивается сотрудничество в сфере методологии исследования человека и создания практических решений на основе изучения технологий гуманитарной экспертизы. Важное значение в этом контексте показали разработки по синергийным (кооперативным) эффектам взаимодействия субъектов коммуникации.

 

До 2011 г.

 Внедрена в образовательный процесс модель лингво-психо-физио-логической концепции развития / саморазвития познавательной активности субъекта обучения . В течение учебного года в рамках концепции проводились наблюдения за развитием познавательной активности студентов,  их психологическим и физическим состоянием. Была разработана методика проведения занятий и подобраны 10 учебных модулей по разным темам: страноведение, высшее образование,  культура и информация и др.  При обучении студентов различным видам чтения (просмотровому, аналитическому, выборочному) специальных текстов фиксировалась сформированность интегральных, динамических, саморазвивающихся, перцептивных способностей человека в  коммуникационно-информационной среде.

Практическая работа по внедрению концепции в процесс обучения позволила уточнить теоретическое изучение проблемы управления  саморегуляцией и познавательной активностью субъекта и сделать дополнения к методическому обеспечению формирования интегрального механизма познавательной активности перцептивного звена как психического новообразования.

В качестве условий методической организации этого этапа в лаборатории был создан специальный курс  – тренажер  «Язык, речь, творчество» который обеспечивает в системе «текст – чтение – субъект учебной деятельности» при различных видах чтения (скорочтение, рациональное чтение, профессионально-ориентированное чтение) обучение способности поиска, извлечения и структурирования информации как ее приема, переработки и применения на перцептивном уровне познавательной активности, то есть  в условиях смыслового восприятия вербального материала. Фиксация и извлечение информации из текста в процессе различных видов чтения осуществляется с помощью специально отобранных и выстроенных в иерархию по операциональному усложнению логических операций: опознание, различение, идентификация – операция «подчеркивание»; далее: выписывание, выписывание и классификация, выписывание и трансформация, выписывание  и эквивалентные замены – как последовательно усложняющиеся операции приема, переработки и  применения информации уже в перцептивном звене познавательной активности.  

В качестве условий методической организации этого этапа в лаборатории был создан специальный курс  – тренажер  «Язык, речь, творчество» который обеспечивает в системе «текст – чтение – субъект учебной деятельности» при различных видах чтения (скорочтение, рациональное чтение, профессионально-ориентированное чтение) обучение способности поиска, извлечения и структурирования информации как ее приема, переработки и применения на перцептивном уровне познавательной активности, то есть  в условиях смыслового восприятия вербального материала. Фиксация и извлечение информации из текста в процессе различных видов чтения осуществляется с помощью специально отобранных и выстроенных в иерархию по операциональному усложнению логических операций: опознание, различение, идентификация – операция «подчеркивание»; далее: выписывание, выписывание и классификация, выписывание и трансформация, выписывание  и эквивалентные замены – как последовательно усложняющиеся операции приема, переработки и  применения информации уже в перцептивном звене познавательной активности.  

Цель курса как раз и направлена на базовое оснащение учащихся всех специальностей начального ВУЗовского обучения целостным интегральным механизмам приема, переработки и применения учебной информации. Этот базовый механизм, включенный в дальнейшее углубленное обучение различным дисциплинам, обеспечит эффективность процессов усвоения, понимания, отношения, активизирующих на каждом этапе обучения познавательную деятельность как стержневой инструмент нового по форме и содержанию учебного процесса для новой образовательной среды.

Курс может рассматриваться как спецкурс для  формирования познавательной активности перцептивного звена. Это формирование в значительной степени обусловлено изучением новых естественных и искусственных языков, формированием устных и письменных форм речи, а также речевой деятельности с целью убедить, доказать, создать