Информатизация и новые образовательные технологии в 2002/2003 учебном году

В 2002/2003  учебном году продолжилась работа по компьютерному и информационному обеспечению университета и его подразделений, организации обучения студентов, автоматизации учебной и производственной деятельности в рамках концепции новой образовательной среды.

Программа по созданию единого информационного пространства  РГГУ,  предусматривает следующие направления работы:

- развитие университетской информационно-компьютерной сети;

- интеграция университета в международные и национальные информационные системы;

- автоматизация административно-управленческой деятельности;

- создание и внедрение университетских баз данных;

- оснащение структур университета компьютерной, аудиовизуальной техникой и программным обеспечением.

По итогам 2002/2003 учебного года был проведен ряд следующих работ.

 

Институт новых образовательных технологий.

Лаборатория информационно-компьютерных сетей:

- проведено подключение к локальной сети РГГУ  76 пользователей и 5 подразделений;

- проводились работы по подключению удаленных пользователей и их консультирование;

- проведено тестирование ключевых сегментов университетской  сети в целях рационального  распределения нагрузок;

- составлен план и идут работы по реконструкции сети в ИАИ и ФЗИ;

- подготовлен проект замены активного сетевого оборудования;

- собран материал для объявления тендера на систему спутникового вещания направленного на региональную сеть РГГУ.

 

Лаборатория программного обеспечения:

- закуплена система управления предприятием “Эскадо”, разработанная на основе баз данных Lotus Notes;

 Система управления предприятием предназначена для автоматизации делопроизводства  организации, независимо от ее размера, структуры, территориального расположения и вида деятельности. Система позволяет осуществить полный оперативный учет и анализ внутрихозяйственной деятельности, стандартизировать документооборот с возможностью обработки большого количества документов и, при необходимости, перейти на безбумажную технологию.

Реализуемые функции: руководство, прогнозирование, планирование, принятие решений, организационная работа, координация, автоматизация процессов, контроль.

Система состоит из четырех модулей: основной модуль, канцелярия, производственно-коммерческая деятельность, настройка.

Система приобретена с открытым доступом к инструментальным средствам и позволяет вести доработку модулей  в соответствии с потребностями пользователя.

Работа с системой начата с раздела «Проекты» основного модуля. Он дает возможность описать основные направления деятельности университета на уровне конкретных задач, организовать планирование и поэтапное их выполнение, вести оперативный контроль за выполнением.

- организована установка системы «Эскадо» на компьютеры проректоров университета и руководителей основных подразделений;

- выполнена работа по вводу календарных планов по основным направлениях деятельности Университета в системе «Эскадо»;

-осуществляется поддержка работы расчетного отдела бухгалтерии.

Расчетный отдел бухгалтерии работает с программой «Учет заработной платы» компании «Инфософт», а также готовит отчетность в пенсионный фонд и в налоговую инспекцию с помощью специальных программ этих организаций («Оазис» пенсионного фонда и «2-НДФЛ» налоговой инспекции).

Периодически (по мере необходимости) устанавливались новые версии этих программ, производились необходимые настройки, давались консультации бухгалтерам по вопросам работы и возможностей программ. Программа закуплена в 1994 году и не имеет возможности работы в сетевом режиме, в следствие чего распределена на 7 компьютеров для расчета зарплаты сотрудникам и на 2 компьютера для расчета стипендии студентам и аспирантам.  Для оптимизации работы были написаны специальные модули, позволяющие организовать сборку информации со всех компьютеров для составления отчетности по единому социальному налогу, а также для передачи информации в программы пенсионного фонда и налоговой инспекции.

- разработана программа для печати дипломов выпускникам РГГУ, которая позволяет распечатывать документы в требуемом формате. Программа используется в отделе кадров по работе со студентами.

 

Лаборатория технического обеспечения:

- проведены плановые работы по ремонту и техническому обслуживанию компьютеров и печатно-множительной техники;

- отремонтировано 255 системных блоков, 122 монитора, 136 принтеров;

- произведена установка программных продуктов для 262 системных блоков;

- совместно с фирмой «Сервислайнс» отремонтировано и проведен профилактический осмотр 110 единиц множительной техники;

- заправлено и установлено на печатно-множительной технике около 500 новых картриджей;

- проведены работы по модернизации компьютеров: замена оперативной памяти, накопителей на гибких магнитных дисках, накопителей на жестких магнитных дисках, приводов CD-ROM, звуковых плат и т.д.;

- совместно с бухгалтерией проводится инвентаризация компьютерной и печатно-множительной техники;

- разработан проект создания учебно-исследовательской лаборатории для отдела аспирантуры и согласно этого проекта произведен монтаж и установка новейшей компьютерной и проекционной техники.

 

 

Отдел современных информационно-технических средств обучения:

- обеспечение работы комплекса компьютерных мультимедийных классов;

- организация звукоусиления, аудиозаписи, технической поддержки синхронного перевода  для конференций, круглых столов,  заседаний Ученого совета, семинаров, презентаций и других мероприятий проводимых РГГУ;

- отработано более 400 заявок по обеспечению учебного процесса техническими средствами;

- установлена система видеонаблюдения за комплексом компьютерных классов, с помощью web-камер,  подключенных к общему серверу с возможностью слежения в режиме on-line, через Интернет, и дальнейшей записью происходящего на сервер.  Система выводит на экран изображение с 16 камер одновременно, что позволяет контролировать работу комплекса;

- совместно с Учебно-методическим управлением и Институтом Масс-Медиа проведен цикл занятий (лекции, лекции-консультации) в режиме on-line по IP-каналу через Интернет;

- был проведен ряд интернет-конференций с зарубежными партнерами (в феврале с Диккенс-колледжем /США/, в мае с Университетом Нанта /Франция/) через ISDN канал с использованием  видеотерминалов Polycom;

- установлено стационарное звукоусиление в потоковых  аудиториях Университета (№№ 390, 396, 367,374,250);

- оборудована стационарная студия звукозаписи для оперативной обработки аудиопротоколов и транскрибирования;

- подготовлен проект реконструкции центральной аудитории и зала Ученого совета новыми акустическими системами.

 

 

Лаборатория новых образовательных технологий:

- продолжила изучение воздействия компонентов Новой Образовательной Среды на субъекта обучения, в частности установлена психофизиологическая цена на основании показаний вегетативной и центральной нервной систем – ЭКГ и ЭЭГ; ведутся исследования психологических показателей утомляемости, переключения внимания, активности, работоспособности, сознательности, эмоциональной устойчивости и др.; проанализированы показатели эффективности обучения по критериям: полнота, прочность, адекватность, уровневость, правильность усвоения и логичность, глубина, динамичность понимания, а также рефлексия учащихся в условиях Новой Образовательной Среды.

- совместно с кафедрой истории науки проводится психолого-педагогический  эксперимент по изучению влияния информационных, компьютерных и коммуникационных технологий на здоровье учащегося.

Задачи эксперимента:

- установление психофизиологической цены по следующим показаниям:

- состояние вегетативной нервной системы;

- состояние центральной нервной системы;

Психологические характеристики;

- установление эффективности обучения (усвоение, понимание);

- рефлексия учащихся в условиях новой образовательной среды;

- раскрытие понятия «виртуальное обучение»;

- определение психологических механизмов, обеспечивающих эффективность обучения в новой среде;

- создание операциональных программ целенаправленного управления (самоуправления) формированием механизмов приема, переработки, и применения информации;

- создание перцептивного и интеллектуального тренажеров по формированию психофизиологической операциональной готовности субъекта обучения к учению в интенсивной и плотной информационной среде;

- подготовка индивидуальных рекомендаций по самоорганизации обучения учащихся в условиях мультимедийного окружения.

Осуществлялась объективная оценка комплексного педагогического эксперимента по изучению новой образовательной среды и ее влияния на субъекта обучения, при снятии  синхронизированных показаний во время занятия (лекции, семинара, перцептивного тренажера на материале немецкого и французского языка) по курсу " История науки и техники" на основании показаний:

- вегетативной нервной системы;

- центральной нервной системы;

- психологических характеристик: утомляемости, переключение внимания, активности;

- показателей эффективности: усвоения – изложение, понимания – сочинение.

Осуществлялась субъективная оценка эффективности обучения в новой образовательной среде на основании рефлексии студентами на воздействия  Среды.

- создана оригинальная психолингвистическая методика, позволяющая анализировать и влиять на качественные характеристики любого вида деятельности через управление характером операций с языком (речью), с информацией, описывающей данный вид деятельности.

Методика включает синхронную фиксацию процесса решения интеллектуальных задач, одновременную запись состояния центральной нервной системы с помощью электроэнцефалографа  и состояния вегетососудистой системы по программе «Доктор А». Наряду с этим фиксируется общее функциональное состояние с помощью системы "Орто-Эксперт", до и после выполнения экспериментальных задач и в пятиминутные интервалы в зависимости от степени интеллектуальных нагрузок.

По авторитетному заключению специалистов Института психического здоровья РАМН данное исследование является в настоящее время единственным проводимым в России по изучению влияния новых технологий на здоровье учащихся, а получение промежуточного результата свидетельствует о высоком уровне экспериментально-исследовательской работы и позволяет надеется на создание нового подхода к организации эффективной системы преподавания в условиях новой образовательной среды.

Лаборатория информационного обеспечения:

- разработка системы виртуального университета.

В условиях острой конкурентной борьбы среди учебных заведений, университет вынужден искать новые пути оптимизации работы, увеличения мощности и уточнения прогнозов развития  структур. Для решения этой задач необходимо развертывание  масштабной корпоративной сетевой информационной системы  – "Виртуальный Университет."

На основе собираемой информации о структуре и работе университета, с учетом пожеланий сотрудников деканатов, кафедр, подразделений, было сформулировано техническое задание, смоделированы процессы происходящие внутри университета и создана первая рабочая версия, которая в настоящее время проходит отладку и апробацию.

- системе использовано ядро высокопроизводительной базы MS-SQL;

- использован опыт в сфере документооборота и бухгалтерии на базе пакета 1C:Бухгалтерия;

- сохранены системы, которые доказали свою эффективность, например, библиотечная компьютерная система и др;

- создан по сути новый  программный комплекс  для размещения  всего учебно-административного контента.

 

Учебно-научный центр «История науки и техники»:

- создан мультимедийный курс нового поколения, посвященный Леонардо да Винчи, который соединяет в себе тематический сайт (http://www.vinci.ru) и мультимедийный DVD-ROM, успешно встраиваемый в новые тенденции разработки электронных учебных курсов.

Для реализации данной идеи был разработан  комплекс программ:  от серверного приложения для "сборки" в режиме online до системы репликации и архивации данных.

Список разделов и объем:

- Произведения: содержит все работы Леонардо да Винчи на русском языке (например, тетради по анатомии, книга о живописи, кодексы, басни, картины, фрески – около 3000 единиц);

- Механизмы: содержит описание всех разработанных Леонардо механизмов и машин гражданского и военного назначения - 170 единиц;

- Библиография (347 изданий);

- Публикации: полнотекстовые книги о Леонардо да Винчи на русском и иностранном языках;

- Музыка эпохи Леонардо (52 звуковых файлов);

- WEB-портал ресурсов Интернет о Леонардо да Винчи (87 адресов);

- Галерея: Фотографии моделей механизмов и мест, связанных с жизнью и деятельностью Леонардо да Винчи;

- Интерактивные задания.

 

В рамках договора, подписанного в ноябре 2001 года с Политехническим музеем о совместной работе по созданию музейной экспозиции "Человек, наука и техника", утвержден тематико-экспозиционный план представленный по разделам и направлениям:

- ученые и изобретатели мира для человечества;

- достижения мировой цивилизации в выставках;

- познание окружающего мира;

- развитие средств коммуникаций;

- техника и искусство;

- транспорт;

- освоение информационных технологий.

Экспозиция из подлинных экспонатов Политехнического музея будет развернута к середине 2003/2004 учебного года в холле и коридорах РГГУ (5 этаж, 6 корпус). В настоящее время получены следующие подлинные экспонаты: башенные часы фирмы «Фридрих Винтер» 1852 года, лабораторные весы XIX века, оптический лабораторный объектив начала ХХ века, электро-статическая машина XIX века.

Предполагается, что совместная работа с Политехническим музеем по созданию развернутая экспозиция станет еще и  специальной открытой лабораторией и неотъемлемой частью новой образовательной среды университета.

 

Школа IT:

- сделано два набора, с общим количеством слушателей 27 человек. Помимо преподавателей РГГУ, курс «Новые информационные технологии в образовании» прослушали учителя школ № 1550 и 1279, преподаватели Московского городского института управления, Московского стоматологического института, филиала РГГУ в г. Домодедово и др. После защиты дипломных работ, слушателям выданы свидетельства государственного образца. Занятия проводились ведущими специалистами РГГУ и IT - компаний.

Продолжил свою работу постоянно действующий семинар «Новые образовательные технологии». На заседаниях обсуждались следующие проблемы:

- терминологический аппарат в аспекте информационных технологий и новой образовательной среды;

- информационное представление дискуссий и их результатов;

- развитие методов дистанционного образования;

- организация образовательного вещания с использованием компьютерных сетей РГГУ;

- перспективы создания и планирования системы дистанционного образования по европейской культурологии;

- создание русско-немецкого информационного портала;

- методы дистанционного обучения в РГГУ;

- РГГУ и регионы в системе дистанционного обучения;

- представление учебных планов дистанционного обучения;

- создание учебных материалов с использованием ресурсов Internet и др.

 

Также Институт новых образовательных технологий принимал активное участие (подготовка, организация) в следующих мероприятиях 2002/2003 года:

- II Международная выставка информационных технологий и компьютерной техники «IT-Format 2002»;

- Научная конференция «550 лет со дня рождения Леонардо да Винчи»;

- Форум «Ситуационный центр в образовании»;

- Научно-образовательный форум «И.В.Сталин: миф, осмысление, преодоление»;

- Дни науки федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия).

24 июня 2003 года прошел III Международный форум «Образовательные технологии будущего – сегодня». Участвовало более 150 человек: преподаватели, студенты, представители различных компаний. Показаны результаты внедрения ИКТ в учебный процесс РГГУ. По мнению участников конференции РГГУ в настоящее время является лидером среди учебных заведений России в области внедрения высоких технологий в образовательный процесс.

 

Институт МассМедиа.

Центр практической журналистики (лаборатория монтажа, анимации и компьютерной графики, лаборатория кино-видео съемок, лаборатория звукового обеспечения съемочного и технологического процессов):

- организация и проведение занятий по специальным и профессиональным курсам: «Техника и технология СМИ», «Фотожурналистика: теория и практика», «Тележурналистика: теория и практика», «Основы операторского мастерства», «Основы телевизионной режиссуры и теория и практика монтажа» и др.;

- в съемочном павильоне проводились практические занятия, с использованием технического оснащения студии (видео камеры, светового и звукового оборудования) форматов Betacam SP, S-VHS, Hi-8, mini DV и т.д.

- проведена доукомплектация и модернизация съемочного, монтажного и эфирного оборудования. В том числе установлены: система автоматизации эфира Akulatele, сервер сетевого вещания, микшерный пульт «Одиссей», комплекс студийного светооборудования «Ianiro studio», аудиомикшеры «BEHRINGER», 3 камеры в формате mini DV.

- совместно с Учебно-методическим управлением и Институтом новых образовательных технологий проведен цикл лекций и консультаций преподавателей РГГУ в режиме «прямого эфира» с трансляцией в Интернет.

- ведутся работы по организации вещания учебно-информационного студенческого канала («СТК») по внутренней кабельной сети Университета и в сети Интернет. На сегодняшний день в эфир вышло 5 выпусков новостей СТК РГГУ.

- отработано более 300 заявок по обеспечению видеосъемкой мероприятий проводимых Университетом;

- смонтировано более 150 часов хроники важнейших событий РГГУ;

-подготовлен демонстрационный видеофильм, длительностью около 2-х часов, посвященный теме «И.В.Сталин: миф, осмысление, преодоление». При его подготовке собрано и отреставрировано более 130 графических и аудио файлов;

-организовано межфакультетское мероприятие «Международная панорама» с участием заведующего кафедрой факультета журналистики профессора А.Е. Бовина под названием «Мир вокруг нас: взгляд и нечто...»;

- организована работа пресс- центра V Евразийского Телефорума;

- выпущены 45 минутный и 1,5 часовой видеофильмы посвященные Университету.