Информатизация и новые образовательные технологии в 2003/2004 учебном году

В 2003/2004  учебном году продолжилась работа по программе создания  единой информационной  системы РГГУ, компьютерному                       и информационному обеспечению университета и его подразделений, организации обучения студентов, автоматизации учебной и производственной деятельности учебного заведения.

 Работниками лаборатории компьютерных сетей  ИНОТ 

В 2003/2004 учебном году была проделана следующая работа:

1. Проведено подключение к локальной сети РГГУ 35 различных учебных и структурных подразделений университета;

2. В рамках реализации проекта «Формирование современной научной библиотеки Университета, как информационной и образовательной среды для подготовки высококвалифицированных специалистов», были подключены помещения нового читального зала НБ в здании ИАИ и отдела редкой книги НБ;

3. Модернизировано программное обеспечение, отвечающее за удалённый доступ;

4. Проводились работы по подключению удаленных пользователей и их консультирование;

5. Начаты работы по комплексному анализу, тестированию и сертификации кабельной инфраструктуры Университета;

6. Организован новый 2 МВ интернет канал на ФЗИ.

Работниками лаборатории программного обеспечения  ИНОТ

В 2003/2004 учебном   году обеспечивали:

1. Поддержка работы расчетного отдела бухгалтерии.

Расчетный отдел бухгалтерии работает с программой «Учет заработной платы» фирмы Инфософт, а также готовит годовую отчетность в пенсионный фонд и в налоговую инспекцию с помощью специальных программ этих организаций («Оазис» пенсионного фонда и «2-НДФЛ» налоговой инспекции).

Периодически (по мере необходимости) устанавливаются новые версии этих программ, производятся необходимые настройки, даются консультации бухгалтерам по вопросам работы и возможностей программ. Программа закуплена в 1994 году, не имеет возможностей работы в сетевом режиме, распределена по 7 компьютерам для расчета зарплаты сотрудникам и 2 компьютерам для расчета стипендии студентам и аспирантам, поэтому были написаны специальные модули, позволяющие организовать сборку информации со всех компьютеров для составления отчетности по единому социальному налогу, а также для передачи информации в программы пенсионного фонда и налоговой инспекции. Начата подготовка к переходу на новую программу расчета зарплаты (программа «Парус») – изучение структуры базы данных и возможностей переноса информации из используемой в настоящее время программы.

2. Помощь отделу кадров в подготовке информации о стаже сотрудников РГГУ до 2001 г. для  пенсионного фонда РФ.

3. Модернизацию и сопровождение программы для печати дипломов выпускников РГГУ.  Подготовка базы данных для программы. Программа эксплуатируется в студенческом отделе кадров.

4. Модернизацию системы Абитуриент с учетом требований приемной комиссии университета (внесены изменения в анкету, поддержка зачета единых государственных экзаменов).

Работниками лаборатории технического обслуживания ИНОТ

В 2003/2004 году была проделана следующая работа по ремонту и техническому обслуживанию компьютеров, принтеров и множительной техники:

- отремонтировано 40 системных блоков, 14 мониторов, 6 клавиатур, 15 мышей, 47 принтеров, сделано 89 заправок тонеров для лазерных прин    теров;

- произведена установка программных продуктов для 106 системных блоках;

- совместно с фирмой «Сервислайнс» отремонтировано и проведен профилактическй осмотр 96 единиц множительной техники;

- заправлено и установлено на множительных аппаратах  83 новых картриджа;

- постоянные работы по модернизации компьютеров: замена оперативной памяти, накопителей на гибких магнитных дисках, накопителей на жестких магнитных дисках, приводов CD-ROM, звуковых плат и т.д.

 - сотрудники лаборатории проводили совместно с бухгалтерией инвентаризацию компьютерного и копировального оборудования;

- приобретено, установлено новое компьютерное оборудование для подразделений университета;

- проведены работы по 295 заявкам университета;

Отдел информационно-технических средст  ИНОТ

За отчетный период:

- обеспечивал работу 14 компьютерных мультимедийных классов;  

- проводил звукоусиление заседаний конференций, круглых столов, конференций, заседаний Ученого совета, семинаров, презентаций в РГГУ;

- выполнено  806 заявок по обеспечению учебного процесса техническими средствами;

- обеспечено стационарное звукоусиление в учебных аудиториях;

- отремонтировано 19 единиц аудио-видео оборудовании;

- закуплено и установлено новое видеопроекционное оборудование в учебных классах;

Лабораторией Новых Образовательных Технологий  ИНОТ

Выполнялась теоретическая и экспериментальная работа по изучению влияния мультимедийной обучающей системы на психофизиологическое состояние и образовательную успешность субъекта обучения.

Проведен эксперемент в котором принимали участие:

- по программе мультимедийного курса «История науки и техники»: студенты РГГУ (Центр Марка Блока – 15 человек, журналистика – 30 человек), МАИ (15 человек);

- по программе спецкурса «Интенсивный компьютерный курс творческого скорочтения на родном и иностранных языках»: студенты 13 факультетов РГГУ 1-5 курса (54 человека).

Применялись методы анализа:

1. лингво-психо-логический анализ текста – продукта речевой и текстовой деятельности

2. психологическое тестирование

3. психофизиологический анализ вегетативной и центральной нервной системы .

4. рефлексия как субъективная оценка испытуемых;

5. использовалась методика синхронной записи учебной деятельности по выполнению заданий поиска, приема, переработки и применения содержаний текста, выполняемой на компьютере, записи мозговой активности в процессе выполнения этих заданий, записи состояний центральной нервной системы до и после выполнения заданий с помощью электроэнцефалографа и картографа, записи активности вегетативной нервной системы в процессе выполнения заданий с текстом, также состояния вегетативной нервной системы до и после выполнения заданий на программе «Орто-эксперт» с помощью пульсографа.

Проводились сеансы психокоррекции

Формирующий и обучающий эксперимент проводился на материале двух учебных курсов:

- мультимедийного курса «история науки и техники» на факультетах РГГУ (факультеты журналистики и Центра Марка Блока)  и МАИ (проектирование самолетов);

- спецкурса «интенсивный компьютерный курс творческого скорочтения на родном и иностранных языках» в РГГУ.

Теоретические и методические результаты экспериментальной деятельности лаборатории докладывались на международных, региональных конференциях и в РГГУ.

Теоретические и методические результаты экспериментальной деятельности лаборатории публиковались в статьях по проблемам:

- новая образовательная среда;

- информационные и интеллектуальные технологии.

Теоретические и методические результаты экспериментальной деятельности лаборатории использовались в лекционных и практических курсах школы IT РГГУ.

Выполнялись дипломные работы студентами РГГУ и МАТИ.

Была подготовлена рукопись монографии с теоретическим обоснованием, экспериментальной проверкой и методико-практическими рекомендациями по научно-практической деятельности лаборатории за 4 года.

Лаборатория информационного обеспечения ИНОТ

   В  2003-2004 учебном году были открыты два компьютерных класса:

 1. КЛАСС «SunRays»

Назначение класса: проведение групповых занятий, деловых игр и организация ситуационного моделирования процессов. В классе изучаются экономические и управленческие дисциплины, такие как рынок ценных бумаг и биржевое дело, международный маркетинг и др.

Устройства отображения информации и аудиооборудование:

Музыкальный центр ”Vitek” - 1

Доска маркерная - 1

Проекционный экран  PROSECTA, 240x240 см – 1

 

Компьютерное оборудование:

PentiumII-300/64/2/ Samsung 15’ -12

Hub16-ти портовый – 1

 

В классе осуществлена овальная планировка рабочих мест, оснащенных ПК, интегрированных в локальную и глобальную сеть. Подобная организация позволяет проводить различные виды деловых игр с распределением функциональных ролей участников.

 

2. КЛАСС ВИДЕОКОМПЬЮТЕРНЫХ ИНСТАЛЛЯЦИЙ

Назначение класса: проведение всех видов учебной работы по интенсивным методикам с использованием аудио-видео-компьютерной и коммуникационной техники. В классе изучаются средства визуального программирования, компьютерной графики и мультимедиа. Возможно проведение уроков по таким дисциплинам, как история науки и техники, архивные технологии и микрография и др.

Устройства отображения информации и аудиооборудование:

Мультимедиа-проектор ”Sony” - 1

Проекционный экран 240х210 - 1

Маркерная доска - 1

Музыкальный центр «Vitek» - 1

Цифровая кафедра Digital Class Room – 1

 

Компьютерное оборудование:

PentiumIII-400/64/2/Samsung 15’ - 15

Hub16-ти портовый – 1

 

Планировка, рассчитанная на 12 рабочих мест, с доступом в Интернет.

Были успешно проведены испытания программы, рассчитанной на упрощение установки операционной системы на компьютере, что позволило значительно снизить издержки на установку всей системы полностью и ускорить время устранения программных ошибок.

В начале 2-го семестра была проведена работа по консультированию преподавателей для работы в компьютерных аудиториях РГГУ, не прошедших специальное обучение в школе IT РГГУ. В рамках консультаций преподавателей ознакомили с техникой безопасности в классах, правилами поведения студентов и преподавателей, возможностями различных классов и необходимым базисом знаний для работы с оборудованием в аудиториях.  Консультации прошли 83 преподавателя, в результате чего заметно снизилось количество поломок и нарушений в компьютерных классах.

Организована работа лаборатории сетевого вещания.В Лаборатории могут проходить двусторонние телемосты по каналам ISDN (протокол H.320) и по каналам IP в виде NetMeeting (протокол H.323). В виде широковещательной потоковой трансляции (протокол MMS поверх UDP). Сетевые каналы имеют прямой выход на устройства провайдеров этих услуг.

Для этих целей используется следующее оборудование:

1. Класс, укомплектованный необходимым аудио и видео оборудованием на 10 посадочных мест с компьютерами, подключенными к сети Интернет.

2. Приемопередающие камеры Polycom ViewStation SP384 - 2 штуки. Эти камеры позволяют передавать и принимать видео и аудио по каналам ISDN и IP со скоростью до 384 Kbit/sec. Эта скорость соответствует качеству бытового VHS магнитофона. Имеется возможность работы камер в паре и подключение внешнего источника сигнала. Возможна одновременная работа только двух устройств на концах линии в виде диалога.

3. Компьютер – кодировщик Compaq. Позволяет кодировать аналоговый видеосигнал в цифровой поток и передавать его по IP каналу на видеосервер, который распределяет видео-потоки на неограниченное количество зрителей.

4. Система конференц-связи RCF на 8 участников + председатель.

5. Документ-камера Videolabs. За счет маленького размера, значительно расширяет возможности процесса преподавания. Появляется возможность показать большой аудитории, на экране, маленькие предметы, размером с булавку.

 

Точки присутствия ISDN соединения:

1. Аудитория 517в  - основная аудитория для проведения эфиров

2. Аудитория 522 – дополнительная аудитория для проведения эфиров при необходимости работы нескольких десятков человек.

3. Приемная ректора (президента).

 

Преподаватель получает вопросы и отвечает на них в прямом эфире.

Кроме того, ответы на вопросы  слушателей могут быть организованы в виде телеконференции в процессе прямого общения и полного аудио-визуального контакта.

В рамках работы ЛСВ в мае в аудитории 517в проходили телемосты с зарубежными университетами в виде лекций и семинаров, в которых принимали участие студенты и  преподаватели. Использовались ISDN каналы и специальное оборудование.

 9 июня в РГГУ прошел Российско-Итальянский телемост, во время которого обсуждались перспективы развития двухсторонних отношений, культурного и образовательного обмена между Россией и Италией.

 В телемосте принимали участие Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, Министр образования Италии г-жа Моратти ,Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Италии А. Мешков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в РФ Джанфранко Боннети, а также итальянские школьники и учащиеся московской школы №136, которым была предоставлена возможность высказаться и задать министрам интересующие их вопросы.

 

   Центр науки и техники ИНОТ

 В 2003/2004 проводил исследования в нескольких направлениях:

- создание и поддержка образовательных Интернет-ресурсов;

- разработка образовательных баз данных;

- участие в педагогическом процессе и научной жизни Университета и научных организаций России.

Сотрудниками Центра создан и поддерживается национальный Интернет-портал «Леонардо да Винчи» (www.vinci.ru), ведется переписка с посетителями сайта, постоянно обновляется содержательная часть.

В Центре создается Интернет-портал, посвященный великому художнику, скульптору, поэту и инженеру Микеланжело Буонаротти

Ведутся работы по созданию портала, посвященного творчеству А. Дюрера.

В 2003–2004 уч.г. сотрудники Центра принимали активное участие в подготовке и реализации совместного проекта РГГУ и Университета г. Нант. В процессе реализации проекта решалась задача осуществления коммуникации между российскими и французскими студентами через изучение конкретного предмета (в данном случае «Истории науки») на русском и французском языках.

В 2003–2004 уч.г. преподаватели Центра вели большую педагогическую работу. Ими читались лекции, велись семинарские и лабораторные работы на ряде факультетов и учебно-научных центров РГГУ (Учебно-научный Центр исторической антропологии им. М. Блока, Учебно-научный Центр социальной антропологии, факультет истории искусств, факультет истории, политологии и права) по курсам: «История науки и техники», «Новые информационные технологии. Все занятия проводились с использованием новых образовательных технологий, авторского раздаточного материала. В образовательном процессе активно используется Интернет-система «Виртуальный класс», созданная сотрудниками Центра. Данная система позволяет осуществлять коммуникацию между преподавателями и студентами, проводить электронные тестирования. Cотрудники Центра провели несколько мастер-классов в Школе IT.

Центр стал одним из инициаторов необычного для учебных заведений проекта «Музей истории науки и техники». Данный проект реализуется совместно с Политехническим музеем, предоставившим ряд экспонатов из своих фондов для создания временной экспозиции в стенах РГГУ. Сотрудники Центра приняли участие в оформлении временной выставки и разработке тематико-структурного плана экспозиции по разделам: «Вещество», «Транспорт», «Энергия», «История всемирных научно-технических выставок», «Средства связи». Основными элементами временной выставки являются музейные предметы: Электростатическая машина трения для получения электростатических зарядов (С.-Петербург, Россия, начало XIX в.), крупногабаритный фотообъектив для портретной и репродукционной съемок конструкции Ж.Г.Германжи (Париж, Франция, 1855–1867 гг.), аналитические весы (Геттинген, Германия, кон. XIX – нач. XX вв.), механизм башенных механических часов с боем (С.-Петербург, 1850-е гг.).  Следует заметить, что Центр истории науки является постоянным участником акций и конференций, проводимых Политехническим музеем. Так, в 2004 г. сотрудники Центра начали подготовку к совместной акции с Политехническим музеем, посвященной 600-летию первых часов в России (октябрь, 2004 г.). В Центре разработан Интернет-портал, предназначенный для информационной поддержки акции.

В 2003 г. вышла в свет серия мультимедийных дисков о жизни и творчестве Леонардо да Винчи, подготовленных сотрудниками Центра при поддержке Политехнического музея и компании «Кирилл и Мефодий».

Сотрудниками Центра совместно с преподавателями Кафедры истории науки РГГУ и сотрудниками Института истории естествознания и техники РАН подготовлена к печати «Хрестоматия по истории науки и техники» .

21-26 августа 2003 г. в России проходил XXX Симпозиум Международного комитета по истории техники (ICOTEC). Центр истории науки и техники стал организатором секции Симпозиума «История техники и новые модели образования». Сотрудники Центра приняли участие в ежегодном конгрессе конференций «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2003) с докладом, опубликованном в материалах конгресса: «Научно-образовательный портал как «галактическая структура»».

Сотрудники центра участвовалиав в работе XII Международной студенческой школы-семинара «Новые информационные технологии» (Украина, Судак, май 2004 г.) с докладом: «Национальный научно-образовательный портал «Микеланжело Буонаротти»: решения и перспективы» (опубликован в материалах школы-семинара).

Центр истории науки и техники совместно с некоммерческой организацией «Аэрокосмофонд» стал одним из организаторов Олимпиады по истории авиации и космонавтики.

Главная цель Центра истории науки и техники – сопряжение учебного процесса и конкретных исследовательских задач через использование новых образовательных технологий. В данном случае история науки выступает как форма теории и служит основой для решения глобальной проблемы гуманизации и гуманитаризации естественно-научного и инженерно-технического образовании.

 В 2003/2004 учебном году продолжила работу  Школа IT. Курс   «Новые информационные технологии в образовании» предназначен для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Лекции читаются ведущими специалистами РГГУ в области информационно- коммуникационных технологий.

Обучение в 2003/2004 году проходило в весеннем семестре с общим количеством слушателей 14 человек. Изменена программа курса, добавлен раздел по дистанционным технологиям. По окончании курса и защиты дипломной работы, выдаются свидетельства государственного образца.

Совместная работа всех подразделений ИНОТ обеспечила обслуживание свыше 1200 единиц компьютерного оборудования , 120 единиц копировальных аппаратов и поддержку локальной вычислительной сети РГГУ.