Информатизация и новые технологии образования в 2005/2006 учебном году

В 2005/2006 учебном году Институтом новых образовательных технологий и информатизации в тесном сотрудничестве с другими подразделениями университета проводилась работа по следующим направлениям деятельности Университета:

  • - развитие аппаратно-сетевого комплекса университета нового поколения;
  • - создание спутниковой системы вещания с региональными филиалами и представительствами РГГУ;
  • - разработка обучающих информационно-исследовательских систем интегрированных в международные компьютерные сети;
  • - повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области информационных технологий;
  • - разработка и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий,
  • - выполнение учебно-методических и учебно-научных функций в области применения обучающих информационно-коммуникационных, аудио-визуальных, интерактивных и мобильных технологий.

Учебно-научный центр перспективных медиа-технологий.

Главная задача Центра – сопряжение учебного процесса и конкретных исследовательских задач посредством использования новых образовательных информационных, коммуникационных и аудиовизуальных  технологий.

Центр проводит исследования в нескольких направлениях: создание и поддержка образовательных Интернет-ресурсов, разработка образовательных баз данных, участие в педагогическом процессе и научной жизни Университета и научных организаций России.

Сотрудниками Центра постоянно поддерживается национальные интернет-порталы: «Леонардо да Винчи» (www.vinci.ru), «Альбрехт Дюрер», «Микеланжело Буонаротти» (www.michelangelo.ru),  ведется переписка с посетителями сайта, постоянно обновляется содержательная часть (кураторы порталов – к.и.н. А.Н. Медведь, М.В. Тумаева,  М.С.Мартынова).

В 2005–2006 уч.г. преподавателями Центра читались лекции, велись семинарские и лабораторные работы на ряде факультетов и учебно-научных центров РГГУ по курсам: «История науки и техники», «Новые информационные технологии». Все занятия проводились с использованием новейших технических средств, технологий и авторского раздаточного материала. В образовательном процессе активно используется Интернет-система «Виртуальный класс», созданная сотрудниками Центра. Данная система позволяет осуществлять коммуникацию между преподавателями и студентами, проводить электронные тестирования.

Сотрудники Центра ведут разработку мультимедийных образовательных программ. Создан CD-ROM «Наука и техника: история, теория, методология», предназначенный для студентов, аспирантов и преподавателей курса «История науки». Диск создан с применением новейшей технологии динамического хаоса. Подготовлен DVD-ROM «History of Science and Technology» – справочно-информационный комплекс на английском языке, как пример учебных материалов для вузов, входящих и готовящихся к вступлению в «Болонский процесс». Создана бета-версия диска «История и философия науки» для аспирантов, готовящихся к кандидатским экзаменам по «Истории и философии науки». Диск разработан совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН.

Сотрудники Центра приняли участие в организации и проведении конференции «IT- преподаватель: теория и практика новых образовательных интерактивных технологий» (19 декабря 2005 г. Центр ГОУ «Поведники» Организаторы: Школа IT РГГУ, МГППУ, «Полимедия», «Студия интерактивных технологий» ГОУ «Поведники»).

В декабре Центр совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН и Политехническим музеем провел 72-й Пленум Российского Национального Комитета по истории науки и техники. Обсуждались вопросы: о новом кандидатском экзамене по истории и философии науки; о работе курсов МГУ по переподготовке специалистов для преподавания истории и философии науки; о новых интегральных возможностях истории науки и техники: исследования, музейное дело и преподавание; история науки и техники в современном образовании – опыт применения новых образовательных технологий и т.д.

В 2005–2006 г. продолжилось сотрудничество Политехнического музея и РГГУ по созданию музейной экспозиции в стенах РГГУ – «Музей истории науки и техники», а также координация комплексного проекта «Мусейон», выполняемого еще и совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН (куратор со стороны РГГУ – доц. А.Н. Медведь).

Учебно-научная лаборатория развивающих технологий

Продолжилось исследование влияния новых образовательных информационных, коммуникационных и аудиовизуальных  технологий на качество усвоения знаний путем проведения комплексного психофизиологического, медико-биологического и педагогического эксперимента.

Основное направление в работе лаборатории связано с изучением взаимодействия информационных и развивающих (интеллектуальных) технологий в учебном процессе. Разработанная в лаборатории лингво-психологическая концепция легла в основу теоретических, экспериментальных и практических исследований.

Продолжилось изучение воздействия компонентов новой образовательной среды на субъект обучения, в частности, установлена их психофизиологическая цена на основании показаний вегетативной и центральной нервной систем – ЭКГ (электрокардиограмма) и ЭЭГ (электроэхограмма); проводилсь исследования психологических показателей утомляемости, переключения внимания, активности, работоспособности, сознательности, эмоциональной устойчивости и др.; были проанализированы показатели эффективности обучения по критериям: полнота, прочность, адекватность, уровневость, усвоение и логичность, глубина, динамичность понимания, а также рассмотрена и получена субъективная оценка эффективности обучения рефлексии учащихся об усложненных условиях обучения в новой образовательной среде.

Создана оригинальная психолингвистическая методика, позволяющая анализировать качественные характеристики любого вида деятельности и влиять на них через управление характером операций с языком (речью) и с информацией, описывающей данный вид деятельности. Цель инновационной образовательной программы на 2006-2007 гг. – создание модели интегрального психо-физиологического развития учащихся в условиях новой образовательной среды,  обеспечивающее сохранение здоровья человека.

 В экспериментальном исследовании с применением перцептивного тренажера за период 1999-2006 гг. приняло участие около 400 студентов различных вузов Москвы РГГУ, МГУ, МАИ, МВТУ им. Баумана. Подготовлена к печати монография «Интеллектуальное развитие студентов в новой образовательной среде» (авт. Л.П.Бельковец).

 В совместных исследованиях принимали участие следующие организации и их представители, находящиеся в договорных (научно-теоретических и научно-практических) отношениях: Центр психофизиологии труда ЦКБ №1 РАО РЖД, Лаборатория нейрофизиологии научного Центра психического здоровья  РАМН, ЗАО Научно-производственная Фирма «БИОСС», Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН),  Школа менеджеров «Арсенал» и др.

 

Центр сетевого вещания, обслуживания и информационной поддержки комплекса мультимедийных классов

Центр создан на базе лаборатории по обслуживанию и информационной поддержке комплекса мультимедийных классов в апреле 2006 года.

Задачей Центра является обеспечение кардинального роста эффективности обучения в университете за счет широкого использования ИКАТ в учебном процессе, разработка и внедрение новых проектов учебных аудиторий, оснащенных компьютерной, аудиовизуальной и презентационной  техникой.

 В Институте новых образовательных технологий и информатизации функционируют 22 аудитории, в которых проводится учебный процесс по всему спектру дисциплин, преподаваемых в РГГУ. В 2006 году завершилось формирование экспериментальной площадки Интерактивных обучающих технологий в мультимедийных классах РГГУ. В классах учебный процесс ведется с использованием методических обучающих комплексов нового поколения. Проводные, беспроводные проекционные устройства, многоканальный звук, сетевые и Интернет-технологии, интерактивные устройства типа Smart board, Active Board, Star Board  лингафонной системы Hi-Class II, «Виртуальные чернила», Sympodium, Iskia – все это заставляет полностью пересматривать весь процесс обучения –  создавать новую эргономичную среду. 

 Институт новых образовательных технологий и информатизации плодотворно сотрудничает с крупнейшими  компаниями – предлагающими   новейшие IT-решения, такими как: «Mitsubishi Electric», «Polymedia», «Smart Technologies», «Sanaco», «Sony», «Panasonic» и другими. За прошедший год с их помощью было обновлено оборудование семи аудиторий. Разработаны «модельные» обучающие комплексы нового поколения, созданы новые методические пособия, обеспечивающие повышение качества образования с использованием новейших гипер-медийных технологий.

Учебно-научный центр по разработке информационно-образовательных проектов

Центр преобразован из учебно-научного центра развития новой университетской образовательной модели и введен в структуру Института новых образовательных технологий и информатизации в апреле 2006 года. Назначение центра – разработка и внедрение в учебный процесс новых (парадигмальных) образовательных моделей и соответствующих учебно-методических комплексов, а также распространение этих достижений среди студентов,  аспирантов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников Университета и других высших учебных заведений.

Главная задача Центра – создание информационно-познавательной среды. Это высокотехнологичная, базирующаяся на современных компьютерных и информационных технологиях, разноуровневая многоязычная система накопления, организации и обработки познавательно-ценной информации, ориентированная на активизацию самостоятельного мышления ее пользователей с помощью специального информационного инструментария.

Среда также должна обеспечивать:

  • - быстрый доступ к источникам познавательной информации (через систему особым образом структурированных гиперссылок на различные познавательные ресурсы, через специальный инструментарий поиска и т.д.), что позволяет создать едино информационное поле преподавателя и ученика и тем самым лишить «информационного превосходства» преподавателя в процессе обучения;
  • - возможность как самостоятельного «открытия» нетривиальных связей между различными информационно-познавательными материалами среды, их фиксации и осмысления, так и имитации такого рода «открытия» через систему навигации среды. Как преподаватель, так и сам ученик могут расширить палитру мнений, моделей, источников и т.д., чтобы увидеть (или показать) разноплановый, а порой и противоречивый характер проблемы, а значит и поискать возможность иного синтеза своей модели проблемы. Именно на этом пути возникают естественным образом межпредметные связи, которые начинают работать в познавательном процессе в отличие от формальных ссылок на разные информационные «куски» из различных предметных областей, как это порой делается сейчас;
  • - разработка информационного инструментария работы со средой как общего характера, так и специализированного, на уровне предметных областей (инструментарий историка, филолога, искусствоведа и т.д.);
  • - фиксация результатов самостоятельной работы учащихся и преподавателей со средой для последующего их анализа, обсуждения и выработки эффективных индивидуальных стратегий обучения.

В настоящее время готовится к выпуску два образовательных гипер-медийных продукта нового поколения.

В апреле 2006 года на Всероссийской конференции «Ломоносовские чтения» в МГУ и в мае 2006 года  на Всероссийской конференции «Колмогоровские чтения» в Ярославском университете сотрудники Центра рассказали о проблемах развития новых образовательных парадигм.

Лаборатория по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики.

 Лаборатория создана в структуре Института новых образовательных технологий и информатизации в апреле 2006 года. Основной задачей является организация и использование в учебном процессе и исследовательской деятельности новейших достижений в области информатики, мехатроники и сенсорики.

 На базе комплекса многофункциональных мультимедийых аудиторий совместно с Международной лабораторией «Сенсорика» и Институтом прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН ведется разработка робототехнического учебно-научного испытательного стенда (далее – РУНИС).        РУНИС состоит из сборочно-испытательного стенда, мобильного модуля с информационно-программным обеспечением «сервер-клиент» и учебно-методического комплекса. РУНИС предназначен для практических работ по изучению, конструированию и испытанию механизмов с интеллектуальными программами управления, а также для проведения демонстрационных и проверочных занятий в области электроники, сенсорики и интеллектуальных систем. Этот робот используется для отработки и исправления студенческих ошибок. При помощи РУНИС возможны:

  • - обеспечение наглядной демонстрации создаваемых комплексных программных систем управления элементами мехатроники;
  • - коллективная работа студентов при решении сложной задачи благодаря комплексу унифицированных по интерфейсам технических устройств, сосредоточенных в одном стенде;
  • - решение научно-исследовательских задач благодаря своей универсальности и возможности расширения комплекса;
  • - стенд, как реально действующее, и к тому же программируемое, мехатронное устройство помогает понять природу взаимодействия человека и машины;
  • - решение задачи по созданию действующих механизмов, систем управления и программ с соответствующей надежностью.

Необходимость этой разработки полностью согласуется с методикой проведения занятий для студентов-информатиков и с концепцией новой образовательной модели РГГУ. Моделирование сложных процессов взаимосвязи элементов технических систем с использованием средств как индивидуального, так и коллективного отображения позволяет у учащихся сформировать комплексный взгляд на проектирование, анализ и синтез, выбор критериев и системную оценку сложных мехатронных устройств.

Программно-аппаратная материализация комплексной задачи в специальных условиях многофункциональных мультимедийных аудиторий дает возможность учащимся многократно проводить вычислительный и натурный эксперимент, видеть и оценивать результаты вычислений. Специальным образом построенное учебное пространство способствует развитию у студентов навыков коллективной работы и эффективного взаимодействия «команды» разработчиков сложной технической системы. Принципы, которые положены в основу построения данного учебного процесса, легко транслируются на задачи в чисто гуманитарной среде. Технический, технологический подход подготовки информатиков в области интеллектуальных и экспертных информационных систем в РГГУ показывает пример успешной реализации новой образовательной технологии.

Можно выделить три направления работы лаборатории в условиях новой образовательной модели: построение специализированного учебного пространства с комплексом робототехнического оборудования, разработка специализированных учебно-методических комплексов и работа с профессорско-преподавательским составом для проведения занятий с РУНИС.

Созданные методики и комплекс технических средств позволяют вывести процесс обучения студентов на качественно более высокий уровень понимания таких проблем, как синхронизация работы устройств с РС в реальном масштабе времени, построение эвристик для разрешения противоречий в потоках сенсорно-управляющих данных и другое.

Лаборатория технических средств обучения

На протяжении всего учебного года  лабораторией осуществлялась техническая  поддержка конференций, круглых столов, дней открытых дверей, заседаний Ученого совета, семинаров, презентаций и т.п. мероприятий проводимых Университетом. Таких как: Международные конференции - "Иран: культурно-историческая традиция и динамика развития", «Общие пространства между Россией и ЕС: к стратегическому партнерству?», «Ценности общества и ценности интеллигенции», «Проект-2006», Дни Квебека, Дни Дании, заседания Школы педагогического мастерства, выставки организованные факультетом истории искусства и Музейным центром РГГУ, Дни открытых дверей и др.  За прошедший период выполнено 810 заявок по обеспечению учебного процесса техническими средствами.

Разработаны проекты оснащения поточных аудиторий стационарным аудио-видео-проекционным оборудованием.

Лаборатория системной интеграции образовательного пространства      

Лаборатория создана в ноябре 2005 года. Основная  цель: организация внедрения новейших ИКАТ в преподавании гуманитарных дисциплин, разработка новых образовательных технологий, направленных на интенсификацию обучения.

В декабре состоялся финал конкурса интерактивных мультимедийных инсталляций «Рождественское бьеннале». Этот конкурс был организован сотрудниками лаборатории, Учебно-методическим управлением РГГУ, компанией «Polymedia», фирмами «SMART Technologies Inc.» и «Mitsubishi Electric» при информационной поддержке – PR-агентства «Премо», журнала «To be//Деловая презентация». В конкурсе принимали участие студенты нескольких столичных вузов, которые соревновались  в создании мультимедийных интерактивных инсталляций, выполненных  в специализированных презентационных программных пакетах: «SMART Notebook» или «MS PowerPoint».

Сотрудники лаборатории в течение всего учебного года обеспечивали видеоконфернцсвязь с Университетами г.Нант (Франция), а также с Университетами Сиэтла и Флориды (США), Бельгией, Германией и др. российскими и зарубежными партнерами.

Школа IT

Совместно с Институтом повышения квалификации РГГУ продолжила свою работу  Школа IT. Разработан новый учебно-методический комплекс по курсу «Новые информационные технологии в образовании» предназначенный для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Лекции читаются ведущими специалистами РГГУ в области информационно-коммуникационных технологий, а также приглашенными лекторами из ведущих IT-компаний (KSAN, Mercator Group, Intel и др.). Были разработаны три новых курса объемом по 32 часа: «Мобильные технологии», «DVD – технологии», «Интерактивные технологии». В Школе-IT проходит подготовка и переподготовка не только профессорско-преподавательского состава РГГУ, но и преподавателей других вузов (МГППУ, Финансовая академия и др.). Организация системы подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава для работы с использованием информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий позволила поднять работу преподавателей в мультимедийных многофункциональных аудиториях РГГУ на более высокий уровень.

По окончании курса и защиты дипломной работы слушателям Школы IT были выданы удостоверения и свидетельства государственного образца.

Совместно с Государственной академией инноваций для сотрудников РГГУ было организовано обучение по программе «Информационные технологии в образовании», рассчитанной на 506 часов, включающей следующие основные разделы: операционная система Windows, текстовый редактор MS Word, табличный редактор MS Excel, система презентаций MS Power Point, система управления базами данных MS Access, информационная система MS Outlook, локальные вычислительные сети, сеть Internet, технология создания компьютерных учебных программ. После сдачи итогового экзамена слушатели получили диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.

В течение 2005/2006 учебного года сотрудниками ИНОТиИ были организованы и   успешно проведены ряд международных форумов и конференций.

В декабре в РГГУ прошел финал Всероссийского конкурса «Лидер в образовании – 2005», конкурс проводится с 2000 года. Его учредителями являются: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Профсоюз работников народного образования и науки РФ, «Учительская газета» и Федерация Интернет-образование. Организатор конкурса – Фонд поддержки российского учительства. В финал в номинации «Лидер высшего профессионального образования» из многочисленного числа участников вышли ректор Ставропольского государственного аграрного университета В.И. Трухачев, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики В.П.Тихомиров и ректор Современной гуманитарной академии М.П.Карпенко, именно они оспаривали право называться абсолютным победителем. Абсолютным победителем в номинации «Лидер высшего профессионального образования» стал ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики В.П.Тихомиров.

29 марта 2006 года прошел Международный форум «Новые горизонты образования», организованный корпорацией Intel и ИНОТиИ РГГУ. В работе форума приняло участие свыше 320 человек. Это лидеры инноваций в сфере среднего и высшего образования, представители педагогической общественности, руководители ВУЗов, региональных органов управления образованием, представители Министерства образования и науки РФ, международных организаций, журналисты. Форум был организован с целью обсуждения перспектив развития информационных технологий в высшем и среднем образовании и обмена опытом в ходе тематических дискуссий.  Открыл форум ректор РГГУ Е. И. Пивовар, который во вступительном слове отметил, что новые горизонты образовательных технологий – это предмет исключительно всеобщих усилий преподавательской общественности. Инновационный путь развития РГГУ – это путь к успеху с IT-технологиями будущего. С докладом на форуме выступил председатель совета директоров корпорации Intel г-н Крейг Барретт. Участникам форума была предоставлена возможность работы в 8 тематических секциях, организованных в многофункциональных мультимедийных классах ИНОТиИ РГГУ.

Форум «Новые горизонты образования» показал, что проблемы в области IT-обучения в различных странах весьма похожи. Глава канадской компании SMART Technologies Inc. Нэнси Нолтон отметила, что радикальные изменения могут произойти благодаря успешному внедрению в первую очередь интерактивных технологий и устройств.

Одним из результатов форума явилось подписание договора о образовательном проекте между INTEL и РГГУ по программе « Обучение для будущего».

22 июня 2006 в Российском Государственном Гуманитарном Университете состоялся VII Международный форум образовательных технологий «Touching the Future» («Прикосновение к будущему»). Приняли участия  340 чел.       В комплексе многофункциональных мультимедийных аудиторий РГГУ состоялось шестнадцать мастер-классов, на которых ведущие преподаватели РГГУ и др. российских вузов продемонстрировали успешные решения в области  высокоэффективного использования Hi-tech в учебном процессе.

Существующая площадка Института новых образовательных технологий и информатизации стала в университете своего рода экспериментальным центром для исследования и отработки методик использования новейших устройств и технологий с целью их успешного широкого внедрения в учебный процесс.