Основными направлениями деятельности Международного института   новых образовательных технологий в 2012-2013 учебном году было обеспечение  личностно-ориентированного образования, укрепления связей между образованием и культурой, повышения требований к научному уровню и творческому потенциалу специалистов и обучаемых ,  оказания влияния на формирование нового облика гуманитарного образования , создания условий для удовлетворения потребности личности в профессиональном, культурном и нравственном саморазвитии, в свободной реализации творческих возможностей. Каждое структурное подразделение внесло свой вклад в решение этих задач:

 

Международный учебно-научный центр перспективных медиа-технологий


Назначение центра – разработка и внедрение в учебный процесс новых парадигмальных образовательных моделей и соответствующих учебно-методических комплексов, а также распространение этих достижений среди студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников Университета и зарубежных высших учебных заведений.

Сотрудники Центра принимали участие в проходившем в октябре 2012 г. в университете г. Задар (Хорватия) 23-м симпозиуме DAAAM "Интеллектуальное производство и автоматизация: курс наустойчивое развитие" ("Intelligent Manufacturing & Automation: Focus on Sustainability") и 1-й Школе докторантов ассоциации DAAAM International. В ходе переговоров с руководством Задарского университета и Ассоциации DAAAM International были приняты решения о совместной разработке обучающих систем в области русской культуры и языка, создании совместной лаборатории для разработки робототехнических систем в подводной археологии, а также подписаны документы об учреждении Международной сети для поддержки докторантов.

        Центр проводит исследования в нескольких направлениях: создание и поддержка образовательных Интернет-ресурсов, разработка образовательных баз данных, мультимедийных образовательных программ, участие в педагогическом процессе и научной жизни Университета и научных организаций России  и Европы. Центр поддерживает национальные интернет-порталы: «Леонардо да Винчи» (www.vinci.ru), «Микеланжело Буонаротти» (www.michelangelo.ru).

За учебный период 2012-2012 год  Международным учебно-научным  центром перспективных  медиа-технологий( УНЦ) проделана большая работа по обеспечению организационно-технической поддержки текущей деятельности МИНОТ, учебных и научных мероприятий, в том числе международных, а также проводилась активная работа по разработке концепции, техническому оснащению и обеспечению деятельности созданного Центра технологической поддержки образования РГГУ. Сотрудники Центра активно участвовали в международной деятельности МИНОТ.

В ходе создания по инициативе Департамента образования г. Москвы Центра технологической поддержки образования РГГУ была проведена объемная работа по оценке зарубежного опыта организации подобных центров научного и практического творчества молодежи. В рамках деятельности российско-германского Совета по информатизации РГГУ – Рурского университета (ФРГ) был организован научно-практический семинар в Германии с посещением Центра научного-технического творчества в Рейнско-Вестфальском техническом университете в г. Ахен и «Фабрики вещей» в г. Кёльн. В ходе семинара немецкие коллеги поделились опытом проведения работы со школьниками и студентами в области моделирования и прототипирования различных объектов в области дизайна, электроники и архитектурных инсталляций в рамках учебных программ и в свободное время. Обсуждались методические вопросы планирования учебно-исследовательских работ, общественного регулирования работы центров, организации программно-аппаратных производственных площадок цифрового производства. Достигнуты договоренности о сотрудничестве и обмене опытом в деятельности центров .Также с немецкими коллегами обсуждались возможности совместной разработки платформы дистанционного обучения и перспектив взаимодействия в области научно-образовательных проектов с вузами и другими учебными центрами Европы, в том числе и с Задарским университетом.

Совместные разработки Центра перспективных медиа-технологий МИНОТ и Рурского университета (г. Бохум, ФРГ), в области создания интеллектуальных обучающих систем были продемонстрированы в марте 2013 г. на международной выставке CeBIT 2013 в Ганновере (ФРГ) в составе объединенного стенда Министерства образования РФ. Также на CeBIT были представлены перспективные учебные проекты Центра технологической поддержки образования РГГУ в сфере 3D моделирования и прототипирования, трехмерной реконструкции произведений искусства и памятников науки и техники.

Использование современных интернет-технологий позволило обеспечить участие широкой аудитории в большинстве научных мероприятий, проводимых МИНОТ в 2012-2013 гг. В частности, было организовано несколько видеоконференций для сотрудников Центра технологической поддержки образования РГГУ с участием руководителей Департамента образования Москвы, вузов-партнеров: Станкина, МИФИ, МФТИ, Рурского университета (ФРГ), Задарского университета (Хорватия), муниципалитета г. Враца (Болгария). Обеспечивалась Интернет-трансляция Международного фестиваля деятелей образования «Сотрудничество, сообразование, сотворчество» в августе 2012 г., XII Рождественского фестиваля интерактивных мультимедийных инсталляций, мастер-классов креативного директора ЦТПО РГГУ Красимира Тодорова (Болгария) в марте и июне 2013 г., XIV Международного форума образовательных технологий «Образование, наука и искусство: цифровые производственные процессы и технологическая поддержка» - «Digital Fabrication: Education-Science-Art» в июне 2013 г. Общая аудитория дистанционных участников этих мероприятий посредством интернет-трансляции превысила 3000 человек.

        7-28 сентября 2012 года в Курском государственном университете состоялось заседание Совета Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области лингвистики, в котором приняли участие представители 68 вузов. В рамках совещания состоялась презентация русско-немецкого проекта курса дистанционного обучения чтению на иностранном языке: «LesenHQ – интерактивная платформа новейшего поколения», подготовленная заместителем директора ИНОТиИ, управляющим делами Института русской культуры им. Ю.М. Лотмана Рурского университета г. Бохум доктором Клаусом Вашиком и доктором филологических наук, профессором Вологодского государственного педагогического университета С.М. Кибардиной. Презентация вызвала большой интерес слушателей.

Делегация сотрудников ИНОТиИ 6 ноября 2012 г. приняла участие в международном научно-практическом семинаре Российско-Германского Совета по информатизации РГГУ – Рурского университета в г. Бохум. На  встрече обсуждались вопросы организация деятельности Fab Lab в Германии, формы работы, предлагаемые услуги, используемое оборудование, взаимодействие с партнерами и пр.; создание платформы дистанционного обучения РГГУ (РГГУ-online, Russian Studies); перспективы международного сотрудничества ИНОТиИ с Задарским университетом и совместные мероприятия ИНОТиИ в 2012-2013 гг. (Фестиваль интерактивных инсталляций 12.2012 и Hi-Tech Show 06.2013). 

22 февраля 2013 г. зам. директора ИНОТиИ, руководитель Координационного бюро Альянса университетов Рурской области ConRuhr Russia Клаус Вашик провел информационно-обучающий семинар в Русско-немецком институте МИИТ на тему «Изучение иностранных языков с использованием новых технологий: интерактивная обучающая среда LesenHQ для приобретения навыков чтения на иностранных языках».

 

 

Международная лаборатория по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики

                  Основной задачей лаборатории является организация и использование в учебном процессе и исследовательской деятельности новейших достижений в области информатики, мехатроники и сенсорики.
               Три основных направления работы лаборатории в условиях новой образовательной модели: построение специализированного учебного пространства с комплексом робототехнического оборудования, разработка специализированных учебно-методических комплексов и работа с профессорско-преподавательским составом для проведения занятий с использованием робототехнического оборудования.
               В 2012-2013 году в лаборатории разработана основа мультиагентного тренажера для МЧС, в котором сценарии взаимодействия группы до 5 роботов транслируются в сеть Петри и затем исполняются на основе экспертных схем.    Ситуационное поле показывает сцену в режиме трехмерных изображений, и совмещает его с отображением исполняемого фрагмента сети. Многовариантность решений не приводит к срыву решения коллективной технологической и локомоционной задачи. Система реализуется в виде сетевого класса из 6 РС (предполагается поставка в подразделения МЧС в Ростов-на-Дону с обеспечением удаленной настройки).  Макеты  класса являются базой для отработки алгоритмов локальной навигации и работы группами из 2х-3х роботов, для разработки алгоритмов комплексной обработки сенсорной информации (СТЗ, УЗВ, ИК).

 Мобильные роботы Амур могут быть применены как прототипы для решения следующих научных проблем:

- отработка алгоритмов уклонения от препятствий по данным ультразвуковых локаторов,

- отработка методов поиска ориентиров-маркеров для навигации мобильных технологических роботов,

- разработка способов группового управления технологическим оборудованием и мобильными роботами,

- создание сетевого управления через подвижные ретрансляторы и мобильные системы технического зрения,

-. эксперименты по управлению через разрабатываемый интерфейс мозг-компьютер.

                     За прошедший период сотрудниками лаборатории выполнена разработка экзоскелетона руки человека, которая реализована в рамках проекта РФФИ «Разработка модели экзосклетона руки человека и системы его сопряжения с интерфейсом мозг-компьютер».  Реализуется так называемое биологически обоснованное управление, разработанным экзоманипулятором. Общая цель проекта – создание научных основ для конкурентноспособных отечественных систем в области биомехатронных систем. Создание биомехатронных тренажеров и стимуляторов для людей с ограничениями  двигательной активности должно восполнить научный, а затем и технический пробелы в России, где отечественные аппараты подобного назначения отсутствуют. Мехатронный подход позволяет здесь достичь результат с использованием новейших инновационных решений.

                 Созданные методики и комплекс технических средств позволяют вывести процесс обучения студентов на качественно более высокий уровень понимания таких проблем, как синхронизация работы микропроцессорных и мехатронных устройств с РС в реальном масштабе времени и построение эвристик для разрешения противоречий в потоках сенсорно-управляющих данных.

В октябре 2012 года делегация сотрудников ИНОТиИ посетила Задарский университет - старейший университет Хорватии. В составе делегации: руководитель лаборатории мехатроники, сенсорики и информатики проф. В.Е. Пряничников, сотрудник этой лаборатории д.т.н. В.П. Андреев и руководитель УНЦ перспективных медиа-технологий К.В. Харин. Они приняли участие в проходившей в университете Задара 1-й Школе докторантов ассоциации DAAAM International, 23-м симпозиуме DAAAM "Интеллектуальное производство и автоматизация: курс на устойчивое развитие" ("Intelligent Manufacturing & Automation: Focus on Sustainability") и провели переговоры с руководством университета и ассоциации DAAAM.

 25 апреля 2013 года состоялось  очередное заседание Объединенного семинара по робототехническим системам, организованного ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, ИНОТиИ РГГУ под руководством А.К. Платонова, В.Е. Павловского и В.Е. Пряничникова. Семинар прошел в Центре технологической поддержки образования  РГГУ на котором был заслушан и обсужден доклад  О.И. Давыдова, А.К. Платонова "О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ РОБОТОТЕХНИКИ". Особое место в докладе было уделено вопросам необходимости использования и развития логических методов управления роботами, техники применения баз данных и автономных программ – агентов требуемой активности, современным языкам представления знаний с модальностями.

На 14 Международном форуме , организованным МИНОТ, в июне2013 года секция «Робототехника для решения социальных проблем» модерировалась В.С. Горовцом и В.Е.Пряничниковым. На секции были представлены совместные разработки и внедрения роботов Роботино, Амур, Брокк, тренажеров для МЧС. Состоялись интернет-мосты с партнерами из Университетов  Австрии, России и Хорватии.

 

        Учебно-научная лаборатория развивающих технологий 


             Лаборатория занимается исследованием влияния новых образовательных информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий на качество усвоения знаний путем проведения комплексного психофизиологического, медико-биологического и педагогического эксперимента.
               В лаборатории создана оригинальная психолингвистическая методика, позволяющая анализировать качественные характеристики любого вида деятельности и влиять на них через управление характером операций с языком (речью) и с информацией, описывающей данный вид деятельности.

Работа учебно-научной лаборатории развивающих технологий ИНОТиИ РГГУ, ставшей с  марта 2013 г. подразделением Международного института новых образовательных технологий (МИНОТ РГГУ) в 2013 г. проводилась на основе принципа преемственности предшествующего опыта работы – в рамках модели лингво-психо-физио-логической концепции развития/саморазвития познавательной активности субъекта обучения. Происходило уточнение методических, практически реализуемых в процессе преподавания технологий обучения студентов (Мазурина О.Б.). Проводится подготовка к изданию методических пособий с конкретными рекомендациями по реализации данной технологии образования, позволяющих судить о качестве приема, переработки и применения информации в перцептивном звене познавательной деятельности (различных видах чтения) при извлечении информации с помощью усложняющихся операций (метатехнологий) с языком, речью и смысловым содержанием профессионально-ориентированных текстов.

            Расширение  концептуального поля исследований учебно-научной лаборатории развивающих технологий позволило выявить необходимость  более внимательного изучения развивающейся  среды сетевых коммуникаций, цифровой техники нового поколения, становящейся основой современного производственного процесса, а так же – создания соответствующих методик гуманитарной экспертизы, решения вопросов по изучению рисков возникновения перегрузок человека и мониторинга формирующейся цифровой среды.

Последнее  ставит новые задачи перед системой образования, показывая необходимость более широкой реализации возможностей уже освоенных веб-коммуникаций – дистанционного образования, а так же своевременного изучения новейших цифровых 3D технологий и технологий виртуальной реальности (ВР), предлагаемых рынком и находящихся в разработке. Совокупность этих возможностей будет способствовать созданию индивидуальных траекторий развития человека, формирования собственного интерактивного пространства (топоса), самостоятельного освоения им новых форматов знания, базирующихся на его свойствах сложной самоорганизующейся системы, способной самостоятельно достигать устойчивых и оптимальных состояний при наличии целей развития.

В область исследовательского внимания лаборатории попал и требует постоянного внимания актуальный вопрос о формировании стандартов предоставления образовательных услуг – вопроса особенно актуального в сфере современного высшего профессионального образования. Он требует инновационных подходов, выработки эффективных решений по включению в образовательное взаимодействие с научным и педагогическим сообществом студентов, родителей и др.  потребителей образовательных услуг.  Среди всех образовательных субъектов коммуникативная пара “учитель-ученик”, “педагог-студент” становится наиболее эффективной единицей оптимизации образовательных связей, в рамках  которых можно ставить и решать задачи формирования профессиональных компетенций, требующихся современному человеку.

Лаборатория активно включилась в освоение нового технологического пространства Центра технической поддержки образования (ЦТПО МИНОТ РГГУ),  созданного Департаментом образования г.Москвы как экспериментальной образовательной площадки. Она позволяет моделировать некоторые условия современного образовательного пространства,  насыщаемого  цифровыми технологиями,   практически изучать состояние студентов, проходящих практику, помогая им осваивать методы самонаблюдения и саморефлексии с использованием имеющегося оборудования и тестовых программ. Можно ставить задачу создания учебного процесса, насыщенного моделями аутосопровождения с помощью  психологических методик. Это крайне важно как возможность особой исследовательской коммуникации, поскольку эксперименты с людьми имеют серьезные ограничения и практически запрещены, но возможно создание системы адекватных обратных связей с определенной долей рефлексии. Подобная задача, в частности, была реализована в рамках учебного процесса старшеклассников: после информационной встречи и знакомства с задачами  практических занятий в ЦТПО были проведены графические тесты, предложенные учащимся до и после практики (4 часа), занимавшие 1-5 мин. и осуществляемые на интерактивном экране по тач-технологии.

В учебно-научной лаборатории развивающих технологий МИНОТ успешно развивается сотрудничество с Научным центром психического здоровья РАМН, позволяющее находится в поле новейших технологий исследования психологических возможностей человека. Поддерживаются устойчивые взаимоотношения по обмену опытом с лабораториями других вузов: знакомство с методами комплексного тестирования состояний человека (МосГУ, факультет психологии и социальной работы), укрепление профессионального подхода к оценке эффективности дистанционных коммуникаций, особенно при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья,  создание инклюзивной среды при использовании современных мультимедийных компьютерных технологий сетевых коммуникации (МГППУ, факультет дистанционного образования). Успешно развивается сотрудничество в сфере методологии исследования человека и создания практических решений на основе изучения технологий гуманитарной экспертизы. 

Сотрудники лаборатории провели ряд семинаров и встреч в рамках своего направления работы :

22 августа 2012 г. в рамках работы исследовательского проекта «Интерактив плюс», (рук. к.ф.н., доц. Ярославцева Елена Ивановна), в котором объединяются усилия сотрудников Института философии РАН, Института новых образовательных технологий и информатизации (ИНОТиИ) РГГУ, МГППУ, прошел международный (Москва-Бостон) вебинар «Философия современных технологий образования.modanazdorovye».

Прошедший российско-американский вебинар, развивающий формы сетевого взаимодействия ученых, собрал группу экспертов различных исследовательских направлений и практикующих специалистов, стремящихся интегрировать свои усилия в поиске решения поставленной проблемы, создать кооперативный, синергийный эффект при анализе группы вопросов.

В рамках 2-й Международной выставки-конференции EduTech Russia 2012 10 октября  в центра Крокус-Экспо Москва  была  организована и активно работала секция «HIT в образовании: интеллект и здоровье - проблемы сопряжения».

16 января 2013 года в ЦТПО РГГУ прошло совещание по вопросам комплексного исследования и разработки брэйн-контроллинговых систем. В совещании приняли участие ведущие специалисты МГППУ Б.Б.Айсмонтас, член совета директоров Агенства инвестиций и инноваций Л.В.Матвейчук, директор международной лаборатории "Сенсорика" В.Е. Пряничников, директор ИНОТиИ РГГУ С.В.Кувшинов, ведущий научный сотрудник ИФ РАН Е.И.Ярославцева и директор Учебно-научного центра перспективных медиа технологий ИНОТиИ К.В.Харин. На совещании было принята программа направлений деятельности по формированию планов привлечения заинтересованных исследовательских организаций и профильных учебных заведений к комплексному научному эксперименту и программно-аппаратному оснащению исследовательской лаборатории на базе РГГУ.

17 апреля  в ЦПТО ИНОТиИ РГГУ  прошел 4-й объединенный семинар по проблемам изучения воздействия новых  медийных технологий на психическое здоровье учащихся. Семинар был организован по инициативе Лаборатории развивающих технологий ИНОТиИ РГГУ. В семинаре приняли участие сотрудники МосГУ. ИФ РАН и Научного центра по изучению психического здоровья РАМН. На семинаре обсуждались вопросы: организации комплексного исследования воздействия 3D технологий и виртуальной реальности на успеваемость и здоровье учащихся, а также  вопросы создания новых брейн-контроллинговых систем с использованием робототехнических комплексов. 

В рамках  «Гуманитарных чтений РГГУ – 2013 г.» 1 апреля 2013 г. в ЦТПО МИНОТ РГГУ лабораторией была организована и проведена работа секции «Цифровые производственные процессы в области гуманитарного знания и решения острых социальных проблем». 

19 июня была организована и проведена в рамках  XIV  Международного  форума образовательных технологий  в РГГУ «Образование, наука и  искусство: цифровые производственные процессы  и технологическая поддержка» - «Digital Fabrication: Education-Science-Art», секция №3 «Интеллектуальность цифровых технологий в инклюзивном образовании», на которой выступали представители США (Татьяна Коттл) и Бангладеш (Уддин А.).

 

 

 

 

 

Лаборатория системной интеграции образовательного пространства


             
Основная задача лаборатории: организация внедрения новейших ИКАТ в преподавание гуманитарных дисциплин и разработка новых образовательных технологий, направленных на интенсификацию обучения.
              Лаборатория обеспечивает проведение конференций, семинаров, конкурсов интерактивных мультимедийных инсталляций при тесном взаимодействии с учебным и методическим управлениями РГГУ, компаниями «Polymedia», «SMART Technologies Inc.», «Mitsubishi Electric», «Sony», «Panasonic» и др.Кроме того лаборатория поддерживает обеспечение видеоконференций РГГУ по каналам ISDN и IP с российскими и зарубежными партнерами.

В прошедшем учебном году сотрудниками лаборатории были проведены мероприятия направленные на повышение квалификации педагогов учебных образовательных учреждений :.

Первый Международный фестиваль деятелей образования (International educators' festival) продлился всего четыре дня, с 20 по 23 августа. Интенсивную программу, когда события шли параллельно плотным потоком, можно по праву сравнить с месячным курсом обучения. Почти двести участников, среди которых школьные педагоги, вузовские преподаватели, авторы инновационных курсов и учебников, собрались, чтобы обменяться опытом и идеями, как говорится, себя показать и на других посмотреть. Благодаря дистанционным трансляциям, которые обеспечили Институт информатизации и новых образовательных технологий РГГУ и компания “Фирмбук”, программа стала доступна еще двумстам специалистам со всей страны и из-за рубежа.В стенах Павловской гимназии, которая выступила площадкой и  партнером   фестиваля, состоялось не только обучение, но и праздник вдохновения, позволивший зарядиться энергией творчества накануне нового учебного года.

       30 октября в Экспоцентре  г. Москва начала свою работу крупнейшая в России выставка IT и AV технологий Itegrated Systems Russia. Сотрудники ИНОТиИ РГГУ, члены Лиги образования РФ приняли активное участие в организации и проведении мероприятий на выставке, в рамках проекта «Цифровое Образование»  были представлены лучшие практики использования Hi-Tech в учебном процессе РГГУ.  Проект «Цифровое Образование» в 2012 году  представлен в формате:• Международная Конференция «Высокие технологии и цифровые пути к образованию будущего» для руководителей органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных органов управления образованием,  преподавателей высших, средних и профессиональных образовательных учреждений, заместителей директоров и проректоров по IT, методистов по информатизации, специалистов по развитию материально-технической базы и закупкам,  а также системных интеграторов профессионального аудиовизуального оборудования  и инсталляционных компаний.

                          31 октября в рамках международной выставки Integrated Systems Russia при поддержке Лиги образования и ИНОТиИ РГГУ прошла  конференция «Высокие технологии в образовании: оценка эффективности, экспертиза и консалтинг».

       Модернизация образования была и остается одной из приоритетных задач государства. Производители оборудования ежегодно разрабатывают десятки, если не сотни, технологий и интегрированных решений, которые помогут реорганизовать и усовершенствовать образовательных процесс в учебных учреждениях разного уровня. Школы и ВУЗы, в свою очередь, должны быть готовы к информационно-коммуникационным новинкам. Эксперты отрасли неоднократно отмечали необходимость тесного взаимодействия системных интеграторов, производителей и дистрибьюторов оборудования и представителей образовательных учреждений. И в этой связи остро встает проблема измерения эффективности и консалтинга. Можно ли оценить уровень информатизации отдельной школы? Какие проекты уже успешно реализованы с помощью интерактивных и аудиовизуальных систем? Кто должен подсказать, в пользу какого оборудования необходимо сделать выбор и какими возможностями оно обладает? Как происходит внедрение инновационных технологий в традиционную систему образования? Эти и другие актуальные вопросы обсуждались на конференции в которой  приняли участие мировые производители, дистрибьюторы и ведущие российские интеграторы аудиовизуального, информационно-коммуникационного оборудования, а также преподаватели высших, средних и профессиональных учебных заведений, методисты по информатизации, проректоры по IT.

            10 апреля 2013 годф состоялась видеовстреча, которая открыла второй Международный фестиваль деятелей образования. Видеовстреча организована лабораторией системной интеграции образовательного пространства ИНОТиИ РГГУ совместно с редакцией портала Pedsovet.org (Всероссийский интернет-педсовет). Ее гостем стал Анатолий Александрович Гин, известный специалист по ТРИЗ-педагогике, руководитель лаборатории "Образование для Новой Эры". Сам он называет себя миссионером: "Я все время работал и работаю в сфере образования, мне всегда хотелось донести до людей те методы и приемы, которые позволяют развивать креативное мышление. Это моя миссия".

"Развитие креативности человека, его характера, продуктивности, отношения к миру – это самое важное", - считает Анатолий Александрович. Участники Всероссийского интернет-педсовета подготовили для него около 200 вопросов, на многие из которых за 2 часа встречи были получены ответы.

            В МИНОТ состоялась  очередная видеовстреча в рамках второго Международного фестиваля деятелей образования, которая также, как и первая, была организована лабораторией системной интеграции образовательного пространства МИНОТ совместно с редакцией портала Pedsovet.org (Всероссийский интернет-педсовет). Её гость - доктор педагогических наук, профессор Московского психолого-социального института, действительный член Академии педагогических и социальных наук, научный руководитель экспериментальных площадок по социоигровой педагогике и интерактивным технологиям обучения в городских и сельских школах Вячеслав Букатов. Вячеслав Михайлович поделился своим мнением о значении урока в школе, о том, как сделать его интересным, как бороться с профессиональным выгоранием. "Самое важное - сочувствие, - говорит Букатов. - Мы говорим, но на самом деле, что там у них (учеников) не знаем и знать не можем... Сочувствие их дается нам, как благодать, и наше сочувствие им дается как благодать. И если относится сочувственно к детям, к пониманию- непониманию, агрессии, негативизму, тогда и у них сочувствие возникает. Сочувствие - это то место, где мы, наши линии биографии, сопрягаются ".

В Общероссийском профсоюзе образования состоялось общее собрание участников некоммерческого партнерства "Лига образования". Международный институт новых образовательных технологий давно и тесно сотрудничает с этой некомерческой организацией по реализации проекта "Цифровая школа"/"Цифровое образовани"е. В правление организации входят три представителя МИНОТ - Сергей Викторович Кувшинов, Сергей Александрович Сафронов и Виктория Витальевна Базеева. На общем собрании были обсуждены отчеты и планы, а также приняты новые члены среди которых еще один сотрудник МИНОТ - Елена Ивановна Ярославцева.

 

Центр технологической поддержки образования      

 

В рамках соглашения между РГГУ и Департаментом образования Москвы от 11 сентября 2012 в РГГУ создан Центр техгологической поддержки образования (ЦПТО) "Цифровое проектирование, дизайн и трехмерное прототипирование  сложных пространственных объектов в проектно-исследовательской деятельности учащихся".

ЦТПО является  структурным подразделением  МИНОТ РГГУ, это открытая площадка, которая с учетом специфики, территориального расположения и отраслевой направленности вуза обеспечивает комплексное ресурсное сопровождение научно-технического творчества и непрерывного инженерно-технологического образования. Целевые группы, которым предоставляются образовательные, консультационные и экспертные услуги ЦТПО, включают в себя как обучающихся образовательных учреждений, так и педагогов и специалистов системы столичного образования. В силу своего функционала и принадлежности к ведущим техническим вузам ЦТПО могут обеспечивать связь создаваемых в городе Москве инновационных образовательных кластеров с системой общего и дополнительного образования.

Центр технической поддержки образования (ЦТПО) РГГУ вызывает большой интерес у коллег. За прошедшее время в центре было проведено более тридцати семинаров и встреч по проблемам цифровых технологий и их использованию в учебных целях, сформулированы возможные области взаимодействия в сфере образования  и заключены договора о сотрудничестве. ЦТПО РГГУ – это единственный центр в Москве, созданный на базе гуманитарного университета и поэтому  много внимания уделяется связи искусства, истории и технологий. В частности, ЦТПО РГГУ занимается воссозданием исторических объектов, предметов искусства. Прототипирование -  это технология, которая начинается с создания математической модели изделия, а заканчивается послойным созданием готовой модели.

В рамках  Международной конференции "Цифровые технологии и современный мир" в г. Враца (Болгария) сотрудники ЦТПО МИНОТ и отделенрия Арт Дизайн РГГУ провели презентацию Международного проекта "Face 2Face" в мае 2013 года.

На основе использования технологий прототипирования объектов можно создавать комплекс международных гуманитарных образовательных программ, в которых макси-мальным образом воплощается идея взаимопроникновения культур в условиях динамичных глобальных процессов.

        Центр выполняет не только образовательные, но и профориентационные функции. Дети могут прийти сюда, чтобы получить дополнительные знания по теме урока. Кроме того, они могут выполнить собственный проект, или просто послушать лекцию о том, как новые технологии используются в искусстве. За прошедший период было проведено два мастер-класса известным болгарским дизайнером Красимиром Тодоровым. Соединение искусства, технологии и практического смысла, - этим опытом он поделился с аудиторией. В июне 2013 года в центре проходили практику учащиеся гуманитарного колледжа РГГУ, которые познакомились с цифровым производством и приняли активное участие в создании  трехмерной копии бюста вавилонского царя Гудея по его трехмерной модели.

 

Международный институт новых образовательных технологий за 2012-2013 год организовал два международных форума:

21 декабря 2012 года в РГГУ прошёл XII Рождественский фестиваль интерактивных мультимедийных инсталляций.    Фестиваль 2012 года представлял собой показ лучших работ открытого конкурса мультимедийных интерактивных инсталляций, в котором смогли принять участие студенты разных московских вузов. Цель конкурса: оценить умения учащихся эффективно применять аудиовизуальные интерактивные средства для представления творческих работ, а также навыки публичной медиапрезентации.    В этом году c фестиваля была организована интернет-трансляция на сайте inot.rsuh.ru с использованием сервиса Ustream, благодаря чему все желающие в режиме реального времени смогли стать виртуальными участниками фестиваля. В общей сложности зрителями трансляции стали более 150 человек.

 

19 июня в Российском Государственном Гуманитарном Университете при поддержке Департамента Образования г. Москвы прошел XIV Международный форум образовательных технологий «Образование, наука и искусство: цифровые производственные процессы и технологическая поддержка» - «Digital Fabrication: Education-Science-Art», на нем были представлены новейшие решения в области цифровых производственных процессов для решения задач образования, науки, культуры и бизнеса. Международный форум «Digital Fabrication: Education-Science-Art» транслировался в сети Интернет и собрал несколько сотен интернет участников.В форуме приняло участие 268 человек, среди них ведущие ученые и специалисты в области цифровых производственных процессов, мехатронных систем и интеллектуальной робототехники, преподаватели и учителя, использующие цифровую технику, представители крупнейших компаний, мировых лидеров в области промышленной и прикладной робототехники, руководители региональных центров информатизации, центров повышения квалификации работников образования, лидеры российского образования: учителя и преподаватели из регионов России.

 

Сотрудники МИНОТ приняли участие в многих международных выставках таких как:

Британская выставка образовательных технологий BETT- крупнейшая образовательная выставка в Европе. В Великобритании она проходит ежегодно, и в этом году собрала 450 экспонентов. В 2013 году в состав Российской делегации вошли представители Министерства образования и науки регонов РФ, ИНОТ РГГУ, победители конкурса Лучшая школа, Лиги образования РФ, специалисты крупнейших компаний, работающих на рынке российского образования: Microsoft, Polymedia, Intel и другие. 1-го февраля в рамках мероприятий выставки образовательных технололгий BETT 2013 в Лондоне, прошла конференция – круглый стол "Российское образование в зеркале европейских трендов", в которой приняла участие делегация ведущих специалистов ИНОТиИ.  На конференции обсуждались тенденции развития европейского образования и применении их в России, а также подводились промежуточные итоги посещения выставки. На круглом столе выступили:  Jim Wynn – Member of the Senior Management Team  Promethean c докладом - "From Vision to Strategy to Execution", Кувшинов С.В., Новикова Е.В. – «Итоги и перспективы развития IT & AV технологий», заместитель руководителя департамента образования г. Москвы Каганов В.Ш. «Модернизация образования и ИКТ в Москве" и др.

С 5 по 9 марта в Ганновере (ФРГ) проходила ежегодная выставка CeBIT, на которой традиционно встречаются производители и пользователи, представители всех отраслей, в которых ведущую роль играют профессиональные решения в области информационных и телекоммуникационных технологий. Главная тема выставки в этом году - «Shareconomy» - рациональное совместное использование цифровых ресурсов как в экономике целых стран и деятельности крупных корпораций, так и в интересах небольших компаний и отдельных пользователей РГГУ является постоянным участником выставки и демонстрирует на выставке разработки в области обучающих систем, робототехники, сенсорики, мехатроники, 3D моделирования и прототипирования. В составе объединенного стенда Министерства образования Российской Федерации был представлен Центр технологической поддержки образования (Centre of Technological Support for Education). Открытие российского стенда в этом году было приурочено к 20-летию российского участия в CeBIT. Институту новых образовательных технологий РГГУ, как постоянному участнику экспозиции в течение многих лет, был вручен диплом за многолетнее плодотворное сотрудничество. Участие ЦТПО РГГУ в выставке CeBIT 2013 эффективно способствовало установлению ценных контактов, проведению полезных переговоров и получению информации об актуальных тенденциях и инновациях в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

28 мая в г. Враца (Болгария) прошла международная конференция “ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР“, организованная МИНОТ РГГУ, администрацией г.Враца и фондом MUZEON.  Конференция проходит в рамках программы развития Центров технологической поддержки образования Департамента образования г. Москвы. С приветственным словом выступили:  Николай Иванов, мэр города Враца, директор регионального исторического музея И. Стоянов, директор отделения Арт-дизайн РГГУ Г. Волкова, креативный директор МИНОТ К. Тодоров. В режиме видеоконференцсвязи заместители руководителя Департамента образования г. Москвы Русецкая М.Н. и Каганов В.Ш. пожелали творческих начинаний новому международному проекту "Face 2 Face". На конференции были саслушаны доклады: Н. Димитрова “Трехмерная реконструкция Античной Сердики на базе  археологических, исторических и геодезических данных“, Ю. Радкова “Бесконтактное трехмерное сканирование недвижимых памятников культуры“, П. Найденова “Авторская реконструкция суда из Панагюрского клада“, Д. Димитровой “Современная цифровая библиотека“, Я. Бонева “Голограмма в современном мире“,К. Тодорова “Zn Art: a posso ad esse”, Марихинов В.П. «Digital Fabrication: системная инсталляция образовательного пространства для нужд цифровых производственных процессов» и др. В рамках конференции прошел ряд мастер классов цифровых технологий.

 

Новейшие аудиовизуальные, интерактивные, коммуникационные технологии, все глубже проникая в образование, культуру и науку позволяют: перейти от обучения в аудиториях к обучению в любом месте и в любое время; заменить регулятивные занятия индивидуальными; превратить учащихся из потребителей электронных ресурсов в создателей новых образовательных медиа-порталови; сделать университет элементом единого многонационального образовательного портала  – над этими  задачами в 2012-2013 году  работали сотрудники Международного института новых образовательных технологий.