18.02.2011

Метапредметный подход в образовании

 10 февраля директор УНЦ по разработке информационно-образовательных проектов ИНОТиИ РГГУ С.Г. Шеховцов принял участие в "круглом столе", организованном "Учительской газетой" с целью понять, что такое метапредметный подход в образовании.

В концепциях новых (уже принятых) стандартов среднего образования всерьёз используется метапредметная терминология, и её непонимание большинством стало критичным - затруднено не только содержательное следование стандарту, но даже его обсуждение. На круглом столе была представлена серия презентаций разработчика по теории и практике применения метапредметной технологии в образовании.

Разработчика представляли три заместителя директора НИИ инновационных стратегий развития общего образования московского департамента образования (http://nii.smdp.ru/) и преподаватели, практикующие метапредметный подход на его экспериментальной площадке (http://rutube.ru/tracks/1437472.html?v=eaa274e6f1fe2155bdb765baec79f582).

Преподаватели представили учебные ситуации по физике, математике, химии, истории, литературе и биологии как образцы РАЗНЫХ форм организации учебной мыследеятельности, обозначенных поэтому разными метками: ПРОБЛЕМА, ЗАДАЧА, ЗНАК И ЗНАНИЕ. Предполагаемая независимость этих форм "мыследеятельности" от предмета позволяет считать их мета- (т. е. над-) предметными формами. Разработчики видят в метапредметных мыслеформах способ культивирования универсального и продуктивного (т. е. творческого) мышления. Это значит, что новые стандарты стремятся к благу. Однако куда ведут эти благие намерения? Ведь представленное не показало, как искусственная метапредметная ситуация учителя, порождала бы познавательную мотивацию ученика в виде страстной, внутренней потребности понимать. В противном случае будет не универсальное, а обычное, хорошо многим знакомое социально-адаптационное мышление и соответствующее умственное творчество, вызванное стремлением соответствовать внешним требованиям. Может ли оно быть "проектным"? - да, может! Может ли при этом рождаться нечто новое? - тоже может! Будет ли такая учёба интереснее обычной? - очень возможно. Но ни понимания, ни универсальности это не принесёт; всё это возникает, не благодаря, а вопреки подобному метапринуждению к мышлению. И в этом смысле оно мало отличается от принуждения действующей формальной школы.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц