27.03.2009

Круглый стол "Стратеги образования 2020: новые образовательные модели и средства их реализации"

4 26 марта в рамках "Гуманитарных чтений РГГУ-2009" прошёл круглый стол "Стратеги образования 2020: новые образовательные модели и средства их реализации". В нём приняли участие более 10 человек.

1 Было предложено сосредоточится на проблемах образования, которые видятся участникам важнейшими на ближайшее десятилетие, и на возможных способах их разрешения. Во-первых, были выделены следующие проблемы.

1. Отсутствие академической (или познавательной) мотивации у учащихся и, соответственно, мотивации у преподавателей её инициировать.
2. Доминирование ложного понимания толерантности как отсутствия "истины" в области знания.
3. Отсутствие у учащихся (а, может быть, и не только) элементарной начитанности. Что, очевидно, является результатом отсутствия познавательного интереса и, таки образом, другой стороной проблемы 1.

2 Причиной столь плачевного положения вещей выступающие посчитали "общественную атмосферу".

3 Вопрос об оздоровление "атмосферы" был затронут лишь косвенно, упоминанием некогда имевшегося познавательного цикла передач Всесоюзного Радио (таких как "Театр у микрофона", Литературные чтения и др.).
Напрашивался общий вопрос о некогда имевшихся "общественных" инструментах инициации познавательного интереса и, соответственно, спроса, а также об инфраструктуре его удовлетворения поднят, увы, не был. По-видимому, это не случайно. Ведь уничтожение этих инструментов произошло при полнейшем равнодушии общества. Возможно, это и есть главная особенность национальной духовной атмосферы.

Другими словами, "Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнёт..." Всё закономерно.

5 Во-вторых, было отмечено фундаментальное препятствие на пути технологий обучения, которые б универсально развивали мышление человека. Это так называемое "научное знание", которое, как было заявлено, не высвобождает, а, напротив, закабаляет мысль человека, не давая никакой возможности для самостоятельного, т.е. СВОБОДНОГО, творчества и воспитывая этим рабское, потребительское отношение. Самостоятельно мыслящие люди появляются не благодаря, а вопреки действующей системе обучения. По поводу этого аспекта обучения мнения участников резко разделились.

Выступающими также была отмечена проблема специализации: психологи, например, плохо знают результаты педагогов и т.п.

Кроме того, была продемонстрирована учебно-познавательная игра по ботанике как возможный инструмент реализации проблемно-задачной формы обучения.

К итогам круглого стола можно отнести предложение С.В. Багоцкого провести его "продолжение"-рефлексию в МОИП 9 апреля в 18.00.

Учитывая интерес, который вызвали вопросы, затронутые круглым столом, по его материалам будет подготовлен подробный отчёт.

С.Шеховцов

 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц