17.03.2009

Нужна ли математика в школе

  12 марта в Московском обществе испытателей природы состоялось заседание секции образования. Тема: нужна ли в средней школе высшая математика и теория вероятностей? Вопрос был вызван потребностью отреагировать на последние события в истеблишменте российского образования в связи именно с этим вопросом. Ещё не стёрлось из памяти высказывание министра, что высшая математика и теория вероятностей не нужны, поскольку лишают школьников креативности. Обсуждение происходило вокруг выступления директора УНЦ разработки информационно-образовательных проектов ИНОТиИ РГГУ С.Г. Шеховцова. Смысл которого сводился к двум другим вопросам.

Первый. Насколько полезным является обучение, которое осуществляют люди, совершенно не понимающие предмета обучения?

К таким были отнесены все учителя средней школы и большинство преподавателей высшей. Чтобы было ясно, что это не нападки, а констатация феномена, выступающий напомнил историю с задачей о цепной линии и перепиской между Гюйгенсом и Лейбницем. Первого потрясло, что задача, потребовавшая от него весьма элегантного, мало кому посильного умственного построения, решается почти рутинным, посильным многим школярам вычислением в рамках нового исчисления бесконечно малых Лейбница. Исчисление основывалось на философии монад. Гюйгенс её не понимал (и не он один) и потому открыто не принимал и исчисления. Но... не признать эффективности не мог. Можно было б припомнить также известное высказывание Энгельса из "Диалектики природы", что математики дифференцировали и интегрировали не потому, что понимали, что делают, а потому что получалось верно. С теорией же вероятности дело обстоит много хуже.

Второй вопрос. Есть ли в исчислении Лейбница и теории вероятностей нечто такое, что универсально развивало бы мышление человека, а не просто приобщало к счётной технике, нужной для некоторых направлений профессиональной подготовки?

На первый вопрос докладчик дал отрицательный ответ, считая, что необходимость выучивать непонятные формы операций не просто лишает "креативности", а и прививает устойчивую неприязнь к предмету.

На второй - дал ответ положительный, наглядно продемонстрировав на задаче о разделе ставки, как может возникать догадка, позволяющая сделать неопределённую ситуацию определённой и самостоятельно ввести как фундаментальные понятия теории вероятностей, так и условие статистической устойчивости - основу применимости возникающих форм расчёта. Был также дан набросок того, из чего может возникнуть догадка, что неравномерное течение процесса можно "сложить" из череды процессов равномерных.

Полный протокол заседания и резолюция будут размещены на сайте МОИП http://www.seminarium.narod.ru.

Сергей Шеховцов



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц