07.02.2008

Семинар по теме "Операционально-деятельностное содержание «Лингво-психо-физио-логической концепции развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде

7 февраля 2008 года прошел семинар (восьмое заседание) Учебно-научной лаборатории развивающих технологий ИНОТиИ РГГУ, посвященный «Операционально-деятельностному содержанию «Лингво-психо-физио-логической концепции развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде».

Руководитель семинара – к.психол.н.,

доцент Бельковец Л.П., e-mail: lydiyabelkovec@yandex.ru

На семинаре был заслушан доклад Бельковец Л.П. на тему «Операционально-деятельностное содержание «Лингво-психо-физио-логической концепции развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде».

Краткое содержание доклада:

Новая образовательная среда в общем плане базируется на информационном содержании, в котором субъектом совершается учебная информационная деятельность, в состав которой входят коммуникативная, познавательная, перцептивная, речевая, мыслительная, смысловая деятельности, формируемые в условиях различных предметных действий. Так информационная деятельность формируется через действия по приему, переработке и применения информации; познавательная деятельность через действия: усвоение, понимание, отношение; коммуникативная - через языковые, речевые и текстовые действия; речевая деятельность – через чтение, аудирование (рецептивные действия), письмо и говорение (продуктивные действия); перцептивная деятельность – через действия опознавания, различения и идентификации; мыслительная деятельность – через действия: анализ, синтез и обобщение; смысловая деятельность – через действия: информирование, убеждение, доказательство. Все эти действия, выполняемые с различными предметами, перерабатываются во внутренней среде человека с помощью механизмов: физиологических, психологических и психолингвистических. Физиологические механизмы: анализаторы (зрительный, слуховой, речедвигательный), вегетативная нервная система и центральная нервная система. Психологические механизмы: восприятие, осмысление, запоминание и применение. Психолингвистические механизмы: язык, речь, текст.

Все перечисленные деятельности и их действия как учебные деятельности в информационной образовательной среде выполняются с разным предметным содержанием, но при участии одних и тех же механизмов у субъекта обучения, которые имеют одно и то же операциональное содержание и могут быть запущены при интериоризации естественного языка, который имеет предрасположенный к интериоризации функциональный аппарат. Таким образом, можно сформировать интегральную лингво-психо-физио-логическую динамическую, открытую, саморазвивающуюся систему целенаправленного управления развитием и саморегуляцией субъекта в образовательной среде. Эти операции формируют интегральный психофизиологический механизм, психологическое новообразование, навык усвоения, понимания, отношения, перцептивной, речемыслительной и смысловой деятельности.

Эти операции (различение, опознание, идентификация, фиксация, извлечение, классификация, трансформация, эквивалентные, замены (перекодировка), свертывании, развертывание, схематизация, вербализация (перевод)) в развернутом, а затем в свернутом интенсифицируют внешние операции, действия, деятельности, входящие в интегральную информационную деятельность и тем самым интенсифицируют процесс информационной деятельности субъекта с информационным содержанием образовательной среды. Данные операции, являясь логическими, были выделены на основании анализа упражнений по обучению естественным языкам (родному и иностранным) и выстроены в иерархию по операциональному усложнению. Такое усложнение предполагает, что каждая последующая операция включает содержание предыдущих и является как бы обобщением их аналитического содержания.

Операции более высокого порядка, как эквивалентные замены, совершаются на уровне логического содержания, соответствующего понятиям; операции, входящие в схематизацию и вербализацию, представляют по содержанию суждения и умозаключения. Таким образом, качество выполнения таких операций свидетельствует о качестве мышления на разных уровнях процесса: речемыслительная деятельность, смысловая деятельность. Таким образом, логическое операциональное содержание позволяет регулировать процесс и определять качество его результатов по параметрам: полнота, глубина, характер (интенсивность).

Для излагаемой в докладе модели формирования учебной информационной деятельности субъекта выделены специальные условия ее формирования. Это система «Текст - Чтение» и «Чтение - Текст», где в первой системе формируется перцептивная деятельность и репродуктивная деятельность, а во второй системе – репродуктивно-продуктивная. Перцепция, репродукция и продукция формируется как информационное содержание в скорочтении, логико-семантическое содержание – в рациональном чтении, смысловое содержание – в профессионально-ориентированном чтении.

Эти условия включены нами в специальный курс развивающего обучения субъекта «Язык, речь, творчество». Обучение перцептивной деятельности включено в специальный курс «Перцептивный тренажер», в условиях которого осуществляется одновременное обучение операциям на материале родного и иностранных (английский, немецкий, французский) – как модели интериоризации естественных языков.

Обучение операциям и деятельностям в условиях информационной учебной деятельности можно осуществить не только в специализированных пропедевтических курсах, но и вводить в предметное обучение как старших классов школ и лицеистов, так и студентов ВУЗов. Это потребует лишь специального методического оснащения работы с информационным содержанием предмета, которую может осуществить любой преподаватель в процессе интерактивной, презентационной и текстовой деятельности при взаимодействии: учитель – учащийся.

Таким образом, теоретически обоснована и методически оснащена учебная деятельность субъекта обучения как интенсивная информационная деятельность для новой образовательной среды, которая формирует не только психофизиологическую готовность субъекта к быстро меняющимся условиям среды, но и является условием его развития и саморегуляции.

В дискуссии по докладу выступили семь участников семинара:

Мазурина О.Б. (ст.преп. каф. англ.яз. РГГУ) – практика обучения студентов предмету «Философия» на английском языке с использованием операционального состава информационной учебной деятельности;

Рыбалко В.А. – практика и формирующий, обучающий эксперимент при организации учебной деятельности на базе «Лингво-психо-физио-логической концепции развития и саморегуляции субъекта в новой образовательной среде» с зыком композиции;

Некрасов В.В. (межд.институт гармонии «Тетрактис») – выразил пожелание о сотрудничестве в области экспериментальных медико-психофизиологических исследований;

Старостин С.К. (Спортивная Академия) – предложил разработать методику обучения спортсменов (легкая атлетика) с использованием операционального развития учащихся нп материале «языка движений»;

Мартемьянов О.Ю. (Институт философии РАН) – полемизировал о объективных параметрах развивающего обучения.

Кувшинов С.В. (к.т.н., доцент, директор ИНОТиИ РГГУ) – обсуждение вопроса предстоящего экспериментального обучения с использованием презентаций в лекционном цикле и презентаций учащихся по окончании обучения на материале созданных ими текстов по темам исследовательских работ;

Марихина В.П. (зам.директора ИНОТиИ РГГУ) – обсуждение вопроса о создании обучения в Intel и его сравнение с рассмотренным курсом «Язык, речь, творчество»

Следующее заседание семинара состоится 6 марта 2008 года.

На семинаре будут обсуждаться вопросы экспериментального исследования новых форм обучения, параметры и критерии оценки медико-психофизиологических состояний и познавательной активности студентов – участников экспериментального обучения.

Докладчики:

- автор методики экспериментального обучения и исследования к.психол.н., доцент, Бельковец Л.П.

- Кауров Б.А. к.биол.наук, ст.научн.сотр. Института морфологии человека РАМН

- Матвеева Н.С. врач-энцефалографист, исследователь мозговой активности.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц