15.06.2017

Международный форум «INDUSTRY 4.0: вызовы образованию будущего»

       15 июня в Российском государственном гуманитарном университете при поддержке Департамента образования г. Москвы прошел XVIII Международный форум образовательных технологий «INDUSTRY 4.0: вызовы образованию будущего», на котором  были представлены новейшие решения в области информационных, коммуникационных, аудиовизуальных и образовательных технологий для решения задач образования, науки, культуры и бизнеса.

      По традиции, форум открыл ректор РГГУ Ивахненко Е.Н., который отметил важность процессов грядущей новой промышленной революции, называемой сегодня Индустрия 4.0. С приветственным словом и докладом «Метазнания XXI века и прикладная математика» выступил директор Института прикладной математики им. М.В. Келдыша Аптекарев А.И., который рассказал о задачах, стоящих перед современной наукой, и проблемах подготовки будущих ученых. На форуме присутствовал генеральный директор представительства компании Casio в России г-н Т. Нагай – он пожелал участникам форума плодотворной работы и отметил важность партнерских отношений университета с зарубежными производителями высокотехнологичной техники для образования. Форум проходил при поддержке компании Polymedia, и в своем вступительном слове заместитель генерального директора компании Лобанова Анна подчеркнула роль РГГУ как экспериментальной площадки новейших устройств и технологий для высшего и среднего  образования.  С научным докладом выступил директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ Кувшинова С.В. «На пути к конвергенции наук и образования в эпоху Индустрии 4.0». Кувшинов С.В. отметил, что «..изменения в области науки и техники все больше охватывают самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие. Вызываемая к жизни экономической целесообразностью и привлекательностью нового качества жизнедеятельности, четвёртая промышленная революция, несёт в себе риски повышения нестабильности и возможного коллапса мировой системы, в связи с чем её наступление воспринимается как вызов, на который человечеству предстоит дать достойный и адекватный ответ». Тема робототехники на форуме звучала многократно, особый интерес вызвало выступление основателя научной школы интеллектуальной роботроники заведующего международной лабораторией информатики, мехатроники, и сенсорики МИНОТ Пряничникова В.Е., который рассказал о проектах и работах ведущихся по созданию автоматизированных интеллектуальных производств. Ряд докладов на форуме представителей компаний был посвящен перспективным программно-аппаратным комплексам индустрии 4.0.  
     После пленарной части состоялись пять воркшопов  Школы-семинара «Образовательные технологии в эпоху Индустрии 4.0»
      На воркшопе #1 «Конвергенция наук и проектно-исследовательская деятельность учащихся» под модерацией директора Международного учебно-научного центра перспективных медиа технологий МИНОТ Харина К.В., обсуждались  подходы и принципы организации учебно-производственного пространства нового типа. Интерактивные трёхмерные столы, мультитач устройства для совместной междисциплинарной исследовательской деятельности и коллаборации. Комплексные решения интеграции производственного оборудования и средств отображения информации. Особенности подготовки преподавательского состава в цифровых насыщенных средах. Новые компетенции, реализуемые в STEAM центрах.
       На воркшопе выступили:
Воронков Ю.С. ведущий специалист МИНОТ РГГУ -  "Проектное освоение истории науки. Новые грани мультидисциплинарной интеграции";  Репях Т.А.  учитель истории НОУ "Логос М"  - "Воспоминание о будущем: новые подходы к организации сетевой проектно-исследовательской деятельности на базе облачных технологий";  Римкевичус Т. Бренд-менеджер компании Полимедиа -«PASCО: новые возможности для STEAM образования»;  Ильинский А.С. генеральный директор компании ATBE -«Обучение иностранным языкам онлайн: о самих системах или о построении учебного процесса, его особенностях и оптимизации работы учащихся и преподавателей»;  Горовец В.С., директор ЦТПО МГТУ «СТАНКИН» - "Конвергенция  в образовании и проектно-исследовательская деятельность учащихся"-  Алексеева И.Ю., Никулина Т.В педагоги школа №1631 - «Трансформация образовательного пространства ХХI  века»

Воркшоп #2 «Искусство-наука-технология  и создание открытой среды развития» был посвящен обсуждению места цифровых технологий в системе начального и среднего образования; принципов самоэкспертизы и электронных технологий тестирования, тьюторства. Особое внимание было уделено новым подходам к организации учебного процесса с использованием игрового проектирования развивающих технологий, интеллектуальных конструкторов. Модератором выступила ведущий научный сотрудник Института философии РАН Ярославцева Е.И.
     На воркшопе выступили:
Ярославцева Е.И., - Цифровая образовательная индустрия и потенциал современных  интеллектуальных технологий в аутопоэзисе человека; Аршинов В.И. д.ф.н., гл.н.сотр. Институт философии РАН
- Социоантропология в проекции техносоциосфер в контексте NBIKS конвергенции; Буданов В.Г. д.ф.н., гл.н.сотр. Институт философии РАН - Антропные риски индустрии 4.0.; Чеклецов В.В. к.ф.н. - Блокчейн и децентрализованные автономные организации; Астафьева О.Н., д.ф.н., проф. дир. Центра -  «Гражданское общество и соц. коммуникации»;  Шлыкова О.В., д.культ.н., проф. -Экспертные сообщества и их роль в формировании методологии развития; Айсмонтас Б.Б. декан ФДО МГППУ - Принцип «такой как все» и освоение цифровых технологий развития и практики на ФДО МГППУ; Майданов А.С. д.ф.н., Институт философии РАН - Модели 3D как эффективные транслятор эстетической информации;  Воронков Ю.С. вед. спец. МИНОТ РГГУ - Сознание и мозг. Возможные перспективы специального образования; Мазурина О.Б. преп. каф. иностранного языка РГГУ  - Цифровые среды и мышление школьников: практика освоения языка в роботариуме.

Темой воркшоп #3 стала «Интеллектуальная роботроника: взгляд в будущее» модератором которого выступил д.т.н. Пряничников В.Е. Обсуждалось использование Интернет-технологий для дистанционного обучения работе с мехатронными и робототехническими устройствами. Совместные разработки и внедрения роботов: Кука, Роботино, АМУР, Андроидные системы.  Интернет-мосты с партнёрами из Университетов Германии, Австрии, России и Хорватии. С бинарными докладами на воркшопе выступили: Григорьева А.В., руководитель межпредметного сообщества педагогов школы 1631- «Молодежная научная школа «Ителлектуальной роботроники»; Эприков С.Р.(Станкин),  Пряничников В.Е. (МИНОТ РГГУ, МЛ «Сенсорика», ИПМ им.Келдыша РАН, дтн), Хелемендик Р.В. (ИПМ им.Келдыша РАН, кфмн) - «Технологии многоагентного управления роботариумами и производственными ячейками с автоматическим разрешением логических противоречий»; Кирсанов К.Б. (МИНОТ, МЛ «Сенсорика»), Давыдов Д.В. (ИПМ им.Келдыша РАН) Плетенев П.Ф. (ИПМ им.Келдыша РАН, МГТУ Станкин) - «Удаленное программирование интеллектуальных систем и интеграционный софт»;Арыскин  А.А. (Станкин), Ксензенко А.Я. (Станкин, зав.лаб.,ктн), Прысев Е.А. (ИПМ им.Келдыша РАН, МИНОТ) - «Промышленные системы автоматики с дистанционным доступом - основа  индустрии 4.0.»; Давыдов О.И. (МЛС, ктн), Кий К.И. (ИПМ им.Келдыша РАН, кфмн) Пряничников В.Е. (ИПМ им.Келдыша РАН, МИНОТ РГГУ) «Макетирование сервисных/учебных роботов, манипуляционных и зрительных систем».

Воркшоп #4 «Робототехника для науки, образования и развлечений» был посвящен  мобильным робототехническим устройствам модульной конструкции для решения широкого круга задач социума. Широкое обсуждение вызвали вопросы применения образовательной робототехники на базе игровых конструкторов и применение робототехнических систем в быту. Модератор воркшопа – профессор, д.т.н. : Андреев В.П. В процессе обсуждения были заслушаны доклады: Андреев В.П., д.т.н., - "Организация дополнительных занятий по робототехнике для школьников старших классов – предподготовка к профессии специалиста-робототехника"; Пешков А.А., тьютор Lego Education - "Развитие креативных способностей детей с использованием робототехнических наборов Lego Education"; Вирич Ю., ведущий специалист Lego Education - "Вдохновенный прыжок от Лего-моделирования к фантастическим возможностям будущего"; Ким В.Л., магистрант МГТУ «СТАНКИН»  - "Модульные мобильные роботы – современное направление развития мобильной робототехники"; Плетенев П.Ф., магистрант МГТУ «СТАНКИН» - "Умение программировать – необходимое условие для будущей профессии"; Тарасова В.Э., магистрант МГТУ «СТАНКИН» - "Обучение школьников использованию различных сенсоров в мобильной робототехнике на примере УЗ-датчика расстояния ".

Воркшоп  #5  «Техника, технологии и методика трёхмерной визуализации инженерного, естественно-научного и  гуманитарного образования» проходил в  Центре технологической поддержки образования  РГГУ в котором приняли участие специалисты в области технологий трехмерного отображения. На заседании были показаны примеры успешного применения систем трёхмерной визуализации в школах и вузах; программно-аппаратные комплексы от простейших до визионариумов; обсуждались психофизиологические аспекты восприятия 3D стерео; демонстрировались технологии виртуальной и дополненной трёхмерной реальности.

На воркшопе выступили: Кувшинов С.В., директор МИНОТ РГГУ
- «Цифровые производственные технологии: от идеи к воплощению»; Кузнецов В.А. Генеральный директор компании «Хопер» - «Мобильный визионариум - технические решения 3D визуализации в школе»; Карбанов В.Н.  Ведущий специалист компании Telemetrics - «Распределенная трехмерная виртуальная студия образовательных учреждений на базе решения Infinity Set3D компании Brainstorm»; Раев О.Н зав. кафедрой аудиовизуальных технологий ВГИК - "Школьное экспериментальное кино на Международном 3D-стерео кинофестивале - взгляд эксперта" ; Наровский В.М.  учитель физики НОУ "Логос М" - "Трехмерная визуализация на уроках физики в средней школе";  Холодкова В.С Коммерческий директор компании Eligovision -"Дополненная реальность на практике: опыт внедрения технологии в систему школьного и дополнительного образования".  

Международный форум транслировался в сети Интернет и собрал несколько сотен интернет участников.

В форуме 15 июня приняло участие около 137  человек, среди них ведущие ученые и специалисты в области цифровых производственных процессов, мехатронных систем и интеллектуальной робототехники, преподаватели и учителя, использующие цифровую технику, представители крупнейших компаний, мировых лидеров в области промышленной и прикладной робототехники, руководители региональных центров информатизации, центров повышения квалификации работников образования, лидеры российского образования: учителя и преподаватели из регионов России.

Эмоциональный настрой участникам форума в минуты перерыва создавал квартет «Элеганс».

 

Форум проходил при поддержке: Intel, Концерна Festo AG&Co.KG, ИПМ им. М.В.Келдыша РАН, DAAAM Int. Vienna, Polymedia, Lego Education, Casio, Электронного СМИ «Pedsovet.org», Международной лаборатории «Сенсорика», ИФ РАН. Журналов: «Мехатроника. Автоматизация. Управление», «Интеллектуальные и адаптивные роботы», «InAVate», «Философские науки», «Учительская газета», «Вестник высшей школы», «Поиск» и издательства «Радиотехника».



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц