15.06.2016

«Цифровые арсеналы образования будущего»

Международный форум «Цифровые арсеналы образования будущего»

15 июня в Российском государственном гуманитарном университете при поддержке Департамента образования г. Москвы прошел XVII Международный форум образовательных технологий «Цифровые арсеналы образования будущего», на котором  были представлены новейшие решения в области информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий для решения задач образования, науки, культуры и бизнеса.

 

Форум открыл ректор РГГУ Ивахненко Е.Н., который отметил важность протекающих сегодня процессов интеграции гуманитарного, естественно-научного и инженерного знания. С приветственным словом выступил директор Института прикладной математики им. М.В. Келдыша Аптекарев А.И., который рассказал о задачах, стоящих перед современной наукой, и проблемах подготовки будущих ученых. Почетным гостем Международного форума стал президент «DAAAM-International», профессор Венского университета технологий, доктор наук Бранко Каталинич - один из основателей международной научной школы «Интеллектуальная роботроника». В приветственном слове г-н Каталинич подчеркнул роль международного партнерства с Россией, с РГГУ, МГТУ «СТАНКИН» в разработке интеллектуальных алгоритмов и программ для автоматизированных систем.

 

В этом году соорганизаторами форума стали Московский государственный технический университет «СТАНКИН», и Федеральный центр научно-технического творчества учащихся.

Научные доклады форума начались с выступления проректора по НТТМ МГТУ «СТАНКИН» и директора Международного института новых образовательных технологий РГГУ Кувшинова С.В. «Цифровые арсеналы образования будущего». Социальным партнером РГГУ уже в течение 17 лет является компания «Polymedia», генеральный директор которой Новикова Е.В. отметила важность сотрудничества системных интеграторов и научно-образовательных структур, кроме того в своем докладе Новикова Е.В. представила слушателям обзор современных трендов IT и AV индустрии, показала тенденции в области зарубежных образовательных технологий. Успешные практики  обучения с использованием робототехнических наборов Lego Education были показаны в докладе «Цветные „кирпичики“ в основании навыков успешного обучения» ведущего специалиста компании Вирича Ю. Тема робототехники на форуме звучала многократно, особый интерес вызвало выступление заведующего кафедрой робототехники и мехатроники МГТУ «СТАНКИН» Подураева Ю.В. «Медицинская робототехника как новое междисциплинарное образовательное направление». Ряд докладов представителей компаний был посвящен новым системам и программным комплексам: о лазерно-светодиодных проекторах рассказал представитель фирмы Casio Пальцев А.А., о новой системе трехмерной визуализации по технологии MotionParallax3D – заместитель генерального директора Nettle Богомолов А.А.; об акустических аудиторных системах нового поколения – Круглов А.И. - ведущий специалист компании Certes.

 

После пленарной части состоялись четыре секции Школы-семинара «Цифровая технологическая поддержка образования».

Секция #1 «Секреты успешного применения цифровых устройств и технологий в образовательных процессах школ и вузов» проходила в помещении Центра технологической поддержки образования (ЦТПО) МИНОТ РГГУ. На секции обсуждались подходы и принципы организации учебно-производственного пространства нового типа; интерактивные трёхмерные столы; мультитач устройства для совместной исследовательской деятельности и коллаборации; комплексные решения интеграции производственного оборудования и средств отображения информации; особенности подготовки преподавательского состава в цифровых насыщенных средах. На секции участники привели примеры удачных решений и неожиданных просчётов в российской и европейской практике в организации учебного процесса с использованием новейших технологий. Среди выступающих на секции следует отметить доклады: Харин К.В. (ЦТПО МИНОТ РГГУ) «Цифровые процессы в проектно-исследовательской деятельности учащихся»; Римкевичус Т.С. (Polymedia) «Учебно-лабораторное оборудование PASCO как инструмент формирования компетенций завтрашнего дня»; Репях Т.А. (НОУ "ЛОГОС М" г. Мытищи) «Цифровые сетевые инструменты обеспечения междисциплинарной проектной деятельности учащихся»; Ильинский А.С. (ATBE) «От записи занятия к сохранению знания».

На Секции #2 «Моделирование образования будущего: цели и средства» обсуждались социально-культурные проблемы повышения «интеллекта» цифровой техники: искусственный интеллект (ИИ) как прототип; компенсаторные функции и помощь роботехнических устройств развивающемуся человеку; место цифровых технологий в системе начального и среднего образования – возможности старта от особых детей до учащихся с ограниченными возможностями здоровья; принципы самоэкспертизы и электронные технологии тестирования, тьюторство; новые подходы к организации учебного процесса с использованием игрового проектирования развивающих технологий. Среди докладчиков: Ярославцева Е.И. (Институт философии РАН) «Модели образования или просвещения: перспективность цифрового формата для человека»; Мазурина О.Б. (РГГУ) «Развитие внимания, творческого мышления и навыка говорения при аудировании»; Коттл Т. (США) «ИТ как помощник по поддержанию успешного образовательного поведения в классе»; Куликова Т.Н. «Инновационные подходы к организации цифровой школы»; Гвоздев С.В. (НП «Клуб авиастроителей») «Интернет-олимпиада как один из современных способов формирования разновозрастного социально-профессионального сообщества»; Захарова Е.В. (РГБС) «Цифровые технологии в расширении познавательной сферы незрячих детей»; Айсмонтас Б.Б. (МГППУ) «Робот RBOT – как помощник студентов в дистанционном  обучении и работе»; Перминова А.Ю. («Корпорация роботов») «Образование+развлечение: перспективы формата edutainment в современном образовании. За и против».

 

Секция #3 «Роботизация образования - мода или необходимость?» Специалисты обсуждали вопросы использования Интернет-технологий для дистанционного обучения работе с мехатронными и робототехническими устройствами; были показаны совместные разработки автономных мобильных роботов с партнерами из Университетов Австрии, России и Хорватии. На секции были заслушаны доклады: Андреев В.П. (МГТУ «СТАНКИН») «Интернет-лаборатория в учебном процессе»; Пряничников В.Е. (ИПМ им. М.В.Келдыша); Ким В.Л. (МГТУ «СТАНКИН») «Модульная робототехника – от игрушек до промышленного применения»; Лопухин А. (LEGO Education) «Живая наука в начальной школе вместе с LEGO Education WeDo 2.0» и «STEM-образование в основной школе с робототехнической платформой LEGO MINDSTORMS Education EV3»; Сафиуллин Р.Р. («Экзамен-Технолаб») «Программа „Инженерные классы“: Что? Зачем? и Почему?».

Секция #4 «Трёхмерная визуализация инженерного, естественно-научного и гуманитарного образования» обсуждала проблемы 3D в образовании, были показаны примеры успешного применения систем трёхмерной визуализации в школах и вузах; программно-аппаратные комплексы от простейших до визионариумов; психофизиологические аспекты восприятия 3D стерео; технологии виртуальной и дополненной трёхмерной реальности. Наибольший интерес вызвали доклады: Сизов А.А. (1-й Московский образовательный комплекс) «Особенности применения стереотехнологий в образовательном процессе на примере средней общеобразовательной школы г. Москвы»; Кузнецов В.А. («Хопер») «Мобильный визионариум - технические решения 3D визуализации в школе»; Кузнецова И. (Eligovision) «ИнструментARий EV Toolbox: дополненная реальность своими руками»; Карбанов В.Н. (Telemetrics) «Распределенная трехмерная виртуальная студия образовательных учреждений на базе решения EasySey3D компании Brainstorm»; Раев О.Н. (ВГИК) «Особенности подготовки специалистов в области кинематографии с использованием трехмерной визуализации»; Усков Г.Н. (3D Liga) «От трехмерной визуализации к трехмерному мышлению».

На форуме была организована выставка новейшего оборудования для образования. Центром экспозиции стала масштабная интерактивная поверхность для коллективной и проектной деятельности ScriptoriUM© – новинка в области визуализации контента, которую компания Polymedia в виде полномасштабного стенда впервые представила образовательной публике. ScriptoriUM© рассчитан на совместную работу сразу нескольких участников проекта на поверхности шириной до 8 метров. Отображение информации может осуществляться с помощью любого проектора (или нескольких проекторов) на специальной поверхности. Вооружившись специальными интерактивными маркерами, пользователи одновременно смогли писать, чертить или рисовать на простой бумаге, на любом интерактивном устройстве и на интерактивной поверхности. Причем, работать с интерактивными маркерами можно и без подключения, удаленно: все результаты работы сохраняются в памяти маркеров, и при подключении к системе все идеи снова переносятся в рабочее пространство. ScriptoriUM© позволяет сделать обычную бумагу интерактивной, используя привычный рукописный ввод специальным маркером, точность которого сравнима с полиграфической печатью.

Кроме того, на выставке была представлена расширенная экспозиция цифровых беспроводных датчиков компании Pasco для исследовательской работы школьников.  Наборы цифровых лабораторий представляют собой целый арсенал средств обучения по программе STEM.

Международный форум «Цифровые арсеналы образования будущего» транслировался в сети Интернет и собрал несколько сотен интернет участников.

В форуме 15 июня приняло участие около 150  человек, среди них ведущие ученые и специалисты в области цифровых производственных процессов, мехатронных систем и интеллектуальной робототехники, преподаватели и учителя, использующие цифровую технику, представители крупнейших компаний, мировых лидеров в области промышленной и прикладной робототехники, руководители региональных центров информатизации, центров повышения квалификации работников образования, лидеры российского образования: учителя и преподаватели из регионов России.

Эмоциональный настрой участникам форума в минуты перерыва создавал квартет «Элеганс».

 

Форум проходил при поддержке: Intel, Концерна Festo AG&Co.KG, ИПМ им. М.В.Келдыша РАН, DAAAM Int. Vienna, Polymedia, Midexpo, Trotec, Lego Education, Casio, Электронного СМИ «Pedsovet.org», Международной лаборатории «Сенсорика», ИФ РАН. Журналов: «Мехатроника. Автоматизация. Управление», «Интеллектуальные и адаптивные роботы», «InAVate», «Философские науки», «Учительская газета», «Вестник высшей школы», «Поиск» и издательства «Радиотехника».



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц