20.07.2015

«Персональное цифровое производство на службе образования, науки и искусства» « EduBrication – новое мышление и новые компетенции»

XVI Международный форум образовательных технологий «Персональное цифровое производство на службе образования, науки и искусства» « EduBrication – новое мышление и новые компетенции»

24 июня в Российском Государственном Гуманитарном Университете при поддержке Департамента Образования г. Москвы прошел XVI Международный форум образовательных технологий «Персональное цифровое производство на службе образования, науки и искусства» «EduBrication – новое мышление и новые компетенции».

На форуме были представлены самые последние достижения в области цифровых производственных процессов для решения задач образования, науки, культуры и бизнеса. Пленарная часть Международного форума проходила в зале ученого совета РГГУ и началась с выступления струнного квартета классической музыки «Элеганс».

Форум открыл проректор по учебной работе РГГУ Безбородов Александр Борисович, который отметил, что современные цифровые технологии сегодня становятся вызовом молодому поколению, необходимо развивать практику использования новейших решений, которые открывают перспективу иного, более адекватного восприятия мира, создают инструменты гуманитарного преобразования, совершенствования общества. С приветственным словом выступил Президент Российской инженерной академии Гусев Борис Владимирович. В своем выступлении он особо подчеркнул, что цифровой искусственный интеллект внедряется во все возможные области жизни, не то помогая ему, не то вытесняя человека, моделирует в пространстве компьютера цифровую клетку, способную делиться и создавать свой онтогенез, культура дает новые ростки, а человек раздвигает границы возможного, реализует творческий порыв в конкретных деталях будущего. Он пожелал всем участникам успехов в работе на форуме и высказал пожелание более внимательно относиться к гуманитарной экспертизе будущих социотехнических проектов. С напутствиями выступила генеральный директор компании «Polymedia» Новикова Елена Владимировна - она  отметила важность сотрудничества системных интеграторов, производителей оборудования и научно-образовательных структур, кроме того, в своем вступительном докладе Новикова Е.В. вспомнила, что 16 лет назад именно такой союз: бизнес-компании и РГГУ дал старт Международному форуму образовательных технологий, который с тех пор неизменно проходит в июне каждый год. Проректор по учебной работе МГТУ «СТАНКИН», заместитель председателя Комитета по развитию инфраструктуры технологической поддержки образования при Совете по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования г. Москвы Подураев Юрий Викторович в своем выступлении очертил круг проблем в области цифрового образования, учебной робототехники и организации систем коллективного доступа к ресурсам центров технологической поддержки образования (ЦТПО). Генеральный директор представительства Cаsio в РФ г-н Ешиюки Уехара пожел участникам форума новых открытий и плодотворных контактов с представителями российского и зарубежного бизнеса.  

 Научные доклады форума начались с выступления директора МИНОТ РГГУ Кувшинова С. В. «Edubrication – как сделать все или практически все своими руками: синтез знания и цифровых технологий» в котором он очертил основные направления внедрения новейших технологий, показал основные тренды в цифровом образовании и подробно остановился на внедрении в гуманитарное образование новейших цифровых производственных технологий. Руководитель образовательных программ Intel Баклашова В.Е. представила новый образовательный проект корпорации Intel – STEM-Центры (Science, Technology, Engineering, Mathematics) – сеть исследовательских лабораторий, поддерживающих научную, техническую и инженерную составляющую в дополнительном образовании школьников. Баклашова В.Е. отметила, что проект призван повысить интерес учащихся к инженерным и техническим специальностям и мотивировать старшеклассников к продолжению образования в научно-технической сфере. STEM-лаборатории делают современное оборудование и инновационные программы более доступными для детей, заинтересованных в исследовательской деятельности. О перспективах интеллектуальной роботроники, как нового научного направления и его научных основаниях было рассказано в докладе академика Российской инженерной академии В.Е. Пряничникова. Большое внимание было привлечено к совместному докладу Климова Д.Д. и Подураева Ю.В. «Увидеть невидимое: Высокоскоростная видеосъемка с помощью робототехнологий». Ведущий специалист компании «Полимедия» Плосская О. представила опыт компании по оснащению образовательных организаций цифровыми лабораториями и робототехническими комплексами. О новых разработках в области лазерно-светодиодных проекторов и их бюджетных вариантах было рассказано ведущим специалистом компании Casio Europe GmbH Азаренко Е. Генеральный директор представительства в РФ австрийской компании Trotec  Трошинкин О.Ю. познакомил участников форума с машинами лазерной резки и гравировки, которые входят в состав комплексов цифрового производства, показал успешные практики использования в школах Казани, Уфы и Москвы. С большим интересов было вопринято выступление директора представительства компании Certes Лайзан И. «Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит» - о новой системе акустического оснащения учебных аудиторий. Ведущий специалист компании Telemetrics Inc. Camera Control System Карбанов В. представил совместный проект компании и МИНОТ РГГУ «3Da Vinci», реализованный с помощью трехмерной виртуальной студии EasySet3D. Компания Olympus в лице своего сотрудника, выпускника РГГУ Сергеева А. представила новую линейку цифровых диктофонов для образования и, самое важное, новый онлайн сервис транскрибирования. Все выступления форума фиксировались на цифровые устройства записи Olympus, а затем в течении нескольких десятков минут были транскрибированы, и в результате были получены текстовые файлы стенограммы выступлений участников форума. Завершил выступления директор Термен-центра Смирнов А., который рассказал о проектах центра в области электронной музыки, о поддержке творческих музыкантов и звуковых художников, работающих в русле экспериментальной электроакустической музыки и мультимедиа.

Пленарная часть работы форума завершилась выступлением струнного квартета «Элеганс» исполнением импровизаций на популярные мелодии. После пленарной части состоялись три секции Школы-семинара #3/2015.

Секция #1 «Цифровые устройства и образовательные технологии: проблемы сопряжения» проходила в Центре технологической поддержки образования МИНОТ РГГУ (модератор Харин К.В.). На секции обсуждались подходы и принципы организации учебно-производственного пространства нового типа, комплексные решения интеграции производственного оборудования и средств отображения информации, особенности подготовки преподавательского состава в цифровых насыщенных средах, новые подходы к организации учебного процесса с использованием мобильных технологий. На секции выступили более 10 докладчиков - как представители фирм-интеграторов и производителей оборудования, так и сотрудники образовательных организаций: преподаватели, методисты, рассказавшие как об успешном опыте проектной работы в школах и вузах, так и о проблемах, связанных с внедрением цифровых производственных процессов в образовании. Особый интерес слушателей вызвали доклады учителя информатики из Уфы Исаева Руслана Рамилевича (Лаборатория школьников ALTAIR) «Проект "RemoteCoding web service". Опыт использования Intel Galileo в проектной деятельности в школе», Гвоздева Сергея Валентиновича (Клуб Авиастроителей РФ) «Ранняя профессионализация и сетевые технологии» и Бронштейна Бориса Зеликовича (Гимназия 1540) «Методы проектирования в школе». На секции также была продемонстрирована практическая работа на лазерном станке фирмы Trotec «Speedy 100 Flexx» с различными типами материалов, а также проведена короткая экскурсия по лабораториям Центра технологической поддержки образования МИНОТ РГГУ.

 Секция #2 «От машины Тьюринга к цифровой онтологии – моделирование живого» проходила в Международном центре перспективных медиатехнологий МИНОТ (модератор: Ярославцева Е.И.) Работа секции отличалась активностью слушателей в обсуждении вопросов как предложенных аппаратных технологий, так и образовательных методических и дидактических решений. Значительный интерес и много вопросов вызвал и доклад «Слушать и слышать – в чем разница: новости от RuListen» д-ра Жанно Лебо, разработчика уникальной методики RuListen показавшего слушателям новый аппарат индивидуальной коррекционной аудиальной помощи; уточнили возникшие вопросы по пленарному докладу Артем Сергеев (Олимпус) «Olympus-звучание: тексты близкие к мыслям» и Илона Лайзан (Certis) «Звуковой поток для вас». Достаточно острая дискуссия развернулась по теме свободного обучения по методу «перевернутого класса», изложенной PhD психологом Татьяной Коттл, выступавшей в дистанционном режиме из Вашингтона. Эта тема, как оказалось, не нова для российской педагогической аудитории и может быть рассмотрена более глубоко, например, на площадке «Педсовет.орг». Была представлена базовая основа исследовательской работы в области изучения языка О.Б. Мазуриной «Диктофон + Параметры понимания как компоненты познавательной активности студентов», с которой так же необходимо знакомиться более подробно. В завершение выступил Е.А.Тихонов «Графика лазера: нарезаем и играем» со своими разработками танграммов - логических игр, изготовленных для работы с аудиторией на лазерном оборудовании ЦТПО МИНОТ РГГУ. Семинар в целом показал комплексную эффективность теоретических и технических подходов к решению образовательных проблем, особенно в сфере инклюзивного образования, определяющего актуальность многих рассмотренных решений. 

Секция #3 «Робототехника для решения социальных проблем» прошла в Центре технологической поддержки образования МИНОТ РГГУ (модераторы: Андреев В.П., Пряничников В.Е.) На секции были сделаны 3 доклада по новой схеме представления материалов о совместных разработках и внедрениях роботов Кука, Роботино, Амур с партнерами из Университетов Германии, Австрии, России и Хорватии. Темы докладов: В.Е.Пряничников, О.И.Давыдов, Р.В.Хелемендик. Интеллект в мобильной робототехнике — российский и японский след; В.П.Андреев, П.Плетенев, В.Ким. Модульная робототехника — мозаика новой реальности; К.И.Кий, П.Брызгалов, Д.Давыдов. Про-Зрение роботов, маркеры и сетевой интеллект. В этих докладах первый из авторов в своей презентации задавал направление подачи материалов, а в дальнейшей дискуссии и с презентациями выступали дипломники 2015 года - 2 бакалавра (рук. Андреев), 2 магистра и 2 аспиранта-дипломника ИПМ РАН (рук Пряничников). В центре обсуждений были вопросы построения обратных связей при управлении роботов и зрительные задачи для мобильных роботов, сценарии их применения в качестве персональных помощников. 

В форуме 24 июня очно приняло участие 128 человек, среди них ведущие ученые и специалисты в области цифровых производственных процессов, мехатронных систем и интеллектуальной робототехники, преподаватели и учителя, использующие цифровую технику, представители крупнейших компаний, мировых лидеров в области промышленной и прикладной робототехники, руководители региональных центров информатизации, центров повышения квалификации работников образования, лидеры российского образования: учителя и преподаватели из регионов России.

Форум проходил при поддержке: ИПМ им. М.В.Келдыша РАН, DAAAM Int. Vienna, Polymedia, Лиги образования РФ, ИФ РАН, электронного СМИ «Pedsovet.org», Международной лаборатории «Сенсорика», МГТУ «Станкин», журналов: «Мехатроника», «Интеллектуальные и адаптивные роботы», «InAVate», «Философские науки» и издательства «Радиотехника».Во время пленарного заседания форума велась онлайн трансляция в Интернет. Запись трансляции и фотоотчет можно посмотреть  по ссылке >.

Партнеры форума и технические спонсоры - компании Polymedia http://polymedia.ru и Trotec http://troteclaser.com.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц