04.11.2014

Университетская суббота "Тотальная мобилизация культурно-образовательного пространства"

1 ноября в ЦТПО МИНОТ РГГУ состоялось очередное заседание проекта «Университетские субботы» темой обсуждения стала «Тотальная мобилизация культурно-образовательного пространства». Ведущие директор МИНОТ Кувшинов С.В., специалист по айфонографии Коршунов С.А. и практикующий педагог, лучший учитель России 2013 г. Сиденко А.Г. На встрече было отмечено, что сегодня информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии – инструмент принципиального переоформления и переосмысления окружающего мира, причем инструмент безальтернативный. Можно сказать, что скоро заканчивается «меловой период» в истории культуры и образования, на смену ему приходит эпоха концептуально новых цифровых устройств и технологий. Среди них в первую очередь следует отметить мобильные и интерактивные smart-технологии, беспроводные видеопроекторы, технологии Wi-Fi и др., все эти технологии решительно настраивают людей на продуктивную работу с гипермедиа, smart-программами, обеспечивают контроль и мониторинг различных сторон жизни и в особенности - всех участников hi-tech-учебного процесса.


Термин «мобильные технологии» стал широко использоваться в конце 1990-х годов и сегодня он уже прочно вошел в научно-технический лексикон. За этот период смысловое содержание его также трансформировалось.  Сегодня под термином «мобильные технологии» (МТ) мы понимаем совокупность персональных, носимых микрогабаритных аппаратных средств, программного обеспечения, а также приемов, способов  и методов, позволяющих осуществлять все виды работ по электронному сбору информации, хранении, компьютерной обработке,  и воспроизведении текстовых, аудио-, видео-, графических данных в условиях оперативной коммуникации с ресурсами международных компьютерных и телефонных сетей. Типовой состав аппаратных средств мобильных технологий: карманный персональный компьютер (КПК), встроенная или внешняя цифровая фото-, видеокамера, модемное устройство, коннектор для сотового телефона, сотовый телефон, портативное сканирующее устройство, набор карт расширения памяти (flash-карты: ММС, SD, MEMORY STIK и др.), модули (GPS, Wi-Fi), сервисные  периферийные устройства (клавиатура, сетевые адаптеры и т.д.). Программное обеспечение: адаптированные средства настольных компьютеров, графические  и текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, интернет браузеры, медиаплееры, оффисные приложения и др.  Сегодня молодой человек, обладающий смартфоном, имеет возможность использовать его не только  как органайзер, но и как полноценный компьютер. Отчасти работа с карманным компьютером напоминает работу с компьютером настольным, но есть ряд принципиальных особенностей, совокупность которых меняет технологию учебного процесса.

Широкие коммуникационные возможности смартфонов открывают принципиально новое направление в развитии мобильных технологий с использованием карманных компьютеров в учебно-исследовательской деятельности.  Коммуникации, как с использованием сотовых средств связи, так и традиционным способом – по проводам – в последнее время занимают прочные позиции в планах пользователей КПК. 

В настоящее время наблюдается стремительное продвижение мобильного девайса нового поколения - iPhone компании Apple. Специалисты Учебно-научного центра перспективных медиа-технологий Института новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета в экспериментальном порядке создали мультимедийный элективный учебный курс для школьников старших классов на iPhone - «Наука и техника: история, теория, методология». iPhone-курс, предназначенный для самостоятельного изучения. Сегодня важно понять, насколько удобными и эффективными станут подобного рода девайсы для интенсификации подготовки будущих специалистов.

Контент курса на iPhone содержит: 12 мотивационных видеоинсталляций по всем темам курса, 12 видеолекций, более 350 слайдов презентации, и учебник по курсу в PGF формате объемом 305 страниц. Консультации по курсу могут осуществляться с помощью оперативного выхода в Интернет, электронной почты. Для преподавателя, обладателя iPhone, также уже существует несколько «революционных»  устройств. Например, для мультимедийного занятия, требуется видеопроектор и компьютер. Для этих целей компания View Sonic выпустила проектор PJ258D, в который уже встроена док-станция для Video  iPod, таким образом он позволяет проецировать изображения прямо из мобильного девайса, демонстрируя фото- и видео на большом экране. Широкий набор возможностей подключения проектора позволяет подсоединять к нему также и ПК, DVD-плеер, игровые консоли и многое другое. PJ258D использует технологию Texas Instruments DLP для получения ярких цифровых изображений со световым потоком 2000 лм, что позволяет применять его в условиях ограниченного затемнения аудиторий.  Следует отметить, что использование нового многофункционального устройства iPhone дает возможность получить некоторое новое качество обучения и медиакоммуникаций, суть которого заключается в открытом, неформальном общении на основе полного доступа к аудио-, видеографической и текстовой информации всех участников выполняемого учебного процесса и заинтересованного сообщества, а также возможность организации оперативного управления учебным процессом путем использования специализированных Интернет-ресурсов.

Таким обра зом, современный учитель, «продвинутый» школьник, оснащенные данными устройствами, практически становятся центральной фигурой полномасштабной мобильной учебной лаборатории. В этих условиях появляются новые характерные черты пользователей (в специализированной прессе уже появился термин IT - преподаватель): программно-аппаратная мобильность; способность и готовность включаться в учебно-педагогическую работу вне зависимости от времени и места; оперативность коммуникации как с другими преподавателями, так и с учениками,  с ресурсами компьютерных сетей; высокая производительность при сборе и обработке медиаданных; готовность включения материалов учебного процесса в сетевое образовательное пространство.  В связи с бурным развитием  информационных, коммуникационных  и мобильных технологий, компьютерное сообщество обсуждает вопросы, связанные с новой информационной культурой, которую несут мобильные технологии. Характерными чертами этой новой информационной культуры являются: минимализация временных потерь; оперативность коммуникаций; новые способы и средства досуга; аудио-, видео-, графическая фиксация событий; онлайновая персональная диагностика состояния здоровья; возвращение к рукописному вводу данных; психологическая адаптация в мире цифровых технологий.


В заключении встречи ведущие определили суть мобильных технологий, применительно к учебно-образовательному процессу: это формирование исходных данных медиаматериалов (текстовых, аудио-, видео-, графических) с использованием микрогабаритных носимых персональных устройств, переработка  данных  в соответствии с целями обучения, оперативное подключение их (к ним) ресурсов международной компьютерной сети и выполнение учебно-исследовательской задачи в условиях свободы выбора пространства и времени при оперативном обмене данными с сервером учебного заведения.

Видеозапись мероприятия >



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц