07.10.2014

Европейский тренд высоких технологий - интеллектуальная роботроника

В субботу 4 октября 2014 г. в Центре технологической поддержки образования МИНОТ РГГУ состоялась очередная лекция из серии «Университетские субботы» на тему «Европейский тренд высоких технологий - интеллектуальная роботроника». Ведущий - академик российской инженерной академии, д.т.н., проф., зав. Международной лаборатории мехатроники и сенсорики МИНОТ РГГУ Пряничников В.Е.

Лекция и робототехнический практикум были посвящены знакомству с новыми принципами управления мобильными учебными робототехническими устройствами. Слушатели узнали, что такое интеллектуальная роботроника, как программировать и управлять сложными робототехническими системами, не только находясь в лаборатории, но и из школы или дома. Были отражены наиболее актуальные проблемы и тенденции Интеллектуальной роботроники, включая инженерные аспекты интеллектуализации, автоматизации в машиностроении и робототехнике.

Профессор Пряничников рассказал о создаваемой в ЦТПО МИНОТ научно-образовательной среде, включающей учебно-методические и технические аспекты, которая позволяет эффективно обучать школьников и студентов в области информатики, мехатроники и сенсорики. Особенности этой среды состоят в том, что:

  • реальные мобильные роботы психологически легко проецируются на человека - каждый студент ощущает себя экспертом в этой отрасли;
  • всеобщая компьютеризация, в том числе в гуманитарной области, ставит задачу углубленного обучения методам построения интеллектуальных программ, которые и составляют одну из базовых проблем робототехники;
  • комплексные задачи в мехатронике принципиально предполагают креативное мышление без отторжения или дистанцирования от аппаратных систем, от наиболее актуальных задач современного производства.

 

Задача создания инновационной технологии обучения состоит в том, чтобы сформировать условия для становления обучаемых в роли «инженеров по знаниям», способных к формализации задач, постановке алгоритмов их решений, нацеленных на простую реализацию. Это реализуется через широкое использование мобильных роботов. Необходима также новая модель учебного процесса на основе перехода к выдаче заданий студентам в форме учебных научно-исследовательских работ. Техническая поддержка этой образовательной модели реализована через так называемую виртуальную лабораторию. Предложенная структура территориально-распределённой учебно-научной виртуальной лаборатории с децентрализованным управлением показала свою эффективность и реализована в части создания постоянно действующиего канала для взаимодействия роботов различного типа «АМУР», «Роботино», который  функционирует между МГТУ «СТАНКИН» (г. Москва), ИПМ им.Келдыша РАН (г. Москва) и ЦТПО Международного института новых образовательных технологий РГГУ (МИНОТ). Периодически (из-за разных временных поясов) включается аналогичный канал между ЦТПО РГГУ и ДВФУ (г. Владивосток), создаётся также канал и с Задарским университетом (Хорватия), а также отрабатываются в режиме пробной эксплуатации все элементы полномасштабной научно-учебной виртуальной лаборатории, в т.ч. для смежных применений. Для реализации образовательных возможностей подготовлены учебно-методические комплексы, используемые в работе нескольких университетов.

Видеозапись мероприятия, часть 1 >

Видеозапись мероприятия, часть 2 >



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц