30.05.2013

Презентация Международного проекта "Face 2 Face"

В рамках  Международной конференции "Цифровые технологии и современный мир" в г. Враца (Болгария) сотрудники МИНОТ и отделенрия Арт Дизайн РГГУ провели презентацию Международного проекта "Face 2Face".

Концепция проекта:

Современный человек имеет много возможностей знакомства с жизнью других народов, их обычаями, традициями – книги, кино, музеи дают достаточно полное пред-ставление о многообразии культур. Однако он вникает в особенности жизненных укладов, чтобы не просто познакомиться с иным, но и найти себя-иного. Путешественников всегда тянула в путь именно эта цель поиска нового, лежащего за границами уже знакомого, то-го, что ты уже знаешь. Преодолевая расстояние, человек создает новые отношения, связи, соединяя прежнее и грядущее, те коммуникации, которые позволяют ему развиваться, накапливая знания о мире. Подобное погружение в культуру особенно важно для молоде-жи, которая и сегодня стремится повысить свою мобильность, но не всегда имеет для это-го необходимые ресурсы.

И теперь путешествие может быть облегчено, приближение к культурным объек-там становится более доступным, обретает новые возможности. Современные технологии прототипирования, основанные на цифровых моделях, позволяют сократить не просто расстояние, пространство, но сделать их соразмерными человеку, увидеть культурный объект в новом ракурсе.

Хорошо созданная копия, которая удерживает все особенности современного со-стояния объекта, например, скульптуры, может вызвать глубокие переживания, дать вы-сокий познавательный эффект.

В свое время такой целью. задался И.В. Цветаев, создав для студентов Московско-го университета специальное пространство, представляющее культуры разных народов, музей, который мы сегодня знаем как ГМИИ им. А.С.Пушкина. Множество копий, зака-занных для фактически учебных залов музея, составляли его основной фонд, который за столетие существования постепенно перешел в запасники, а 1997 г. частично размещен в Учебно-художественном музее им. И.В.Цветаева, в здании Российского государственного гуманитарного университета. Идея организаторов – соединить реалии прошлого с совре-менными новейшими тенденциями развития в сфере образования.

Коллекция нашла своих студентов. Музейное и учебное пространство в РГГУ не отделены друг от друга, но как бы встроены. Переходя из аудитории в аудиторию, студен-ты минуют залы культуры, могут расположиться у античных скульптур, уникальных ам-фор для занятий рисунком. Юные всматриваются в лица людей минувших эпох и по ним изучают прошлое, стараясь уловить разницу между ними и современниками.

Однако всякий посетитель в музее выступает только как зритель, воспринимающий объекты со стороны, часто из-за стекла витрины или с расстояния, которое не позволяет разглядеть детали, поскольку объект, статуя может быть или очень больших, или малень-ких размеров. Нередко это часть художественного решения, но чаще всего – забота о со-хранности музейного экспоната. Такая несоразмерность может быть преодолена. На ос-нове современных технологий прототипирования возможно создать очень точную копию, соразмерную человеку, которая позволит ему не только приблизиться, насколько это необходимо, но и взять его в руки, перестав быть только зрителем.

Воспроизводимый методом прототипирования объект, оставаясь точнейшим анало-гом, уже не является уникальной музейной ценностью с огромной страховкой, а превра-щается в объект тактильно-визуального познания. К нему могут обращаться не только зрячие, но и люди с ограниченными возможностями здоровья, со сложностями визуально-

го восприятия, для которых очень важно ощутить контуры, объем, форму объекта. Техно-логия прототипирования, по существу, делает музейный объект человекомерным, позво-ляет недоступное приблизить, в любое время обеспечить к нему доступ всем, кому это потребуется. Кроме того, при возникновении каких-либо нарушений, искажений такой объект можно восстановить не прибегая к большим финансовым затратам.

Перечисленные особенности открывают совершенно новые возможности знаком-ства ценителей искусства с музейными ценностями: расширяется круг посетителей при значительной экономии средств, необходимых для перемещения выставок, аренды поме-щений. Сегодня трудно перечислить, сколько существует других еще скрытых культур-ных феноменов, доступных для моделирования в этой технологии прототипирования.

Прототипированный объект возникает на основе использования цифровых техно-логий, позволяющих сегодня создать трехмерную материальную копию, а так же трех-мерный мультимедийный объект, который возможно пересылать по электронной почте. Естественно, что получателей этого файла может быть достаточно много и в любом месте при определенной подготовке можно воссоздать копию. По существу, при каждом школьном музее, особенно в удаленных регионах, можно сделать свои мини-музей со сменной экспозицией.

При этом работать с такими объектами, включать их в образовательные программы смогут педагоги любых классов, но особенно важно это в младшей школе, для развития тактильных познавательных возможностей, которые сегодня вытесняются визуальными и аудиальными мультимедийными продуктами, разрушая баланс формирующегося миро-восприятия. При этом важно заметить, что сами дети, освоив цифровые технологии, могут создавать такие объекты, все более пристально вглядываясь в окружающий мир.

Если говорить о мире искусства, то сейчас в разных странах мира по Программам Юнеско проводится систематическая оцифровка культурного наследия, которая позволяет сохранить в мультимедийном формате информацию о памятниках архитектуры, музейных ценностях. Но при наличии технологий прототипирования реализация данной задачи при-обретает новые возможности: эти материалы можно использовать для обмена копиями коллекций с разными музеями.

На основе использования технологий прототипирования объектов можно создавать комплекс международных гуманитарных образовательных программ, в которых макси-мальным образом воплощается идея взаимопроникновения культур в условиях динамич-ных глобальных процессов. При этом надо обратить внимание, что процесс мобильности начинает относиться не только к молодежи, которая находится в постоянном поиске. Со-всем не обязательно самому молодому человеку, нарушая устоявшиеся связи, культурные традиции, срываться с места, что ведет к риску превращения его в мигранта и маргиналь-ного, лишенного культурных корней индивида. Вполне возможно начать со знакомства культур в формате прототипированных объектов. Это можно рассматривать как предва-рительный этап коммуникаций, опирающийся на психологическую потребность человека установить свою идентичность, степень близости с человеком другого общества, как со-временника, так и представителя исторического прошлого.

Психологическое вглядывание в скульптурный портрет является очень значимым процессом коммуникации, выстраивающим для человека мост с прошлым, устанавлива-ющим историческую и культурную целостность, глобальное мировое пространство. Фак-тически человек, как своеобразный профиль времени, несет в себе и особенности прошло-го, и основные базовые признаки, сохраняемые современниками. Психологический ком-понент устанавливающихся коммуникаций становится этапом адаптации, создания бес-конфликтных моделей взаимоотношений.

Возможность встречи реального человека, рассматривающего скульптурный порт-рет другого индивида, воспроизведенного цифровыми технологиями методом прототипи-рования, где созданы особые условия – соразмерность наблюдателя и объекта, позволяет говорить о большем познавательном эффекте, чем при рассмотрении объекта снизу, когда

он слишком велик, или сверху, когда он чрезмерно мал. Моделирование объекта для удобства познания близка к уже существующим культурным практикам – созданию ви-деоряда и фотографий крупным планом, трансформирующим объект для восприятия че-ловека, но не мешающим впоследствии восстановить исходные пропорции. Так и подоб-ная процедура прототипирования предоставляет возможность углубиться в тонкости, осо-бенности работы мастера, воспринять их не только визуально, но и тактильно. В результа-те это создает новую ценностную модель коммуникаций, необходимую для новых дина-мично преобразующихся культурных пространств.

Интересно заметить, что модель этой коммуникации, где человек вглядывается в соразмерный ему скульптурный прототип, похожа на известный психологический тест Фон/Фигура, где изображена ваза, образуемая двумя профилями. Некоторые испытуемые воспринимают только вазу как фигуру и не видят профилей, считая их фоном за суще-ствующим объектом. Другие способны увидеть, как направленные друг к другу профили являются ведущими и не просто выделяются на фоне, проявляющим себя как ваза, но не-которым образом моделируют этот объект. Возникающая между человеком и прототипом (прототипированным объектом) связь – вглядывающиеся друг в друга персоны, создают определенную реальность – вазу, или генерируют ситуацию коммуникации, которая спо-собствует диалогу культур и взаимопониманию.

К



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц