31.03.2010

"Цифровые технологии и проектирование будущего"

1 31 марта в Видеокомпьютерном рирпроекционном классе прошли Гуманитарные чтения Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ. Открыл чтения Директор ИНОТиИ Кувшинов С.В. обзором применения новейших информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий в европейских гуманитарных и естественно-научных исследованиях. Особое внимание было обращено на модели непрерывного профессионального образования с опорой на методы добычи знаний, распространение систем дистанционного обучения, удостоверяющих соответствие полученной квалификации очным формам обучения. Были показаны приорететные направления в развитии технологий: разработка открытых стандартов обмена медицинской информацией, обеспечивающих представление профессиональных медицинских услуг в удаленном режиме; разработка нанотехнологий, обеспечивающих формирование вычислительных систем без использования современных фототехнических процессов и способных коренным образом изменить технологическую базу ИТ; методы и средства персонализации и обеспечения приватности потоков контента, привязанных к пользователю и не зависящих от устройства доступа; системы семантического (смыслового) поиска, позволяющих искать документы в сетях не по принципам ключевых слов и нечеткого поиска, а на основе сличения смысла запроса и смысла, изложенного в документах; технологии мониторинга и прогнозирования особо опасных климатических явлений (экстремальные осадки, наводнения, океанские шторма) и геологических природных катастроф (землетрясения, извержения вулканов, цунами) на основе статистического и математического моделирования; технологии моделирования физических, химических, биологических и социальных процессов, обеспечивающих достоверное прогнозирование результатов междисциплинарных экспериментальных исследований; технологий логической обработки информации базирующейся на причинно-следственных связях.


 Выступление "Компетенции творческих специальностей в свете цифровых технологий" было подготовлено учебным центром "Арт-дизайн", ведущий специалист Анисимова О.Г. рассказала об особенностях и новой эстетики цифровых технологий в области дизайна, кратко представила творческие программы подготовки специалистов в учебном центре. Доцент Шулика А.Н. познакомил участников чтений с современными подходами к использованию дизайнерских компьютерных программ и спецификой современного обучения в центре "Арт-дизайн", сочетающее традиционные подходы и цифровые технологии. Проблема органичного сочетания новой цифровой реальности и классического обучения в творческих специальностях вызвала бурное обсуждение всех гостей чтений. В завершении выступлений все участники гуманитарных чтений были приглашены в учебную студию центра где был проведен мастер-класс цифрового эскизирования с применением компьютерной станции iMac обладающей 24-дюймовым плоским ЖК-дисплем, с процессором Intel Core 2 Duo 2,8 ГГц, памятью 2 ГБ, жестким диском объемом 320 ГБ и графическим процессором ATI Radeon HD 2600 PRO и беспроводного интерактивного устройства "mimio Xi Interactive", смонтированного на рабочем поле мольберта. Специалисты компаний: дистрибутор Apple в России "Dpi компьтерс", "РЕНЕ" давали пояснения и комментации к инсталляци и настройке программно-аппаратного комплекса. Заместитель руководителя  центра "Арт-дизайн", Заслуженный художник РФ Животов Г.В. в ответах на вопросы участников заметил, что открытие студии цифрового искусства в РГГУ станет очередным этапом в познании искусства средствами новых технологий.


Очередной интерактивный семинар, в рамках чтений, "Наука - техника - искусство - человек: историко-культурное образовательное пространство" был посвящён обсуждению концепции проекта аналогичной тематики. Основная направленность проекта - создание возможностей для более глубокого понимания, прежде всего студентами, проблем и механизмов исторического и социокультурного взаимодействия обозначенных структур. Профессором РГГУ Воронковым Ю.С. были представлены созданные в университете разработки, которые обеспечат реализацию первого уровня проекта, а также принципиально новые технологические решения, в частности, обзор основных экспонатов учебного художественного музея имени И.В.Цветаева, выполненный в 3Д формате. Предметом обсуждения были гуманитарные проблемы и возможность совмещения описания истории науки, техники и искусства, а также проблемы восприятия и представления знаний в условиях кризиса, как классического понимания истины, так и классической эпистемологии в целом. Все участники чтений с помощью поляризационных очков смогли впервые познакомиться с технологией 3D презентаций образовательных проектов. Партнером этой работы стала российская компания "3D лига", которая специально к гуманитарным чтениям 2010 на своей производственной базе создала короткий трехмерный видеофильм и стереоскопические фотографии слепков художественного музея РГГУ. Генеральный директор компании Усков Г.Н. подробно рассказал о технологиях создания и воспроизведения подобных изображений и особо отметил их использование в гуманитарных исследованиях, кроме того, он на практике показал, что данные походы уже сегодня вполне доступны образовательным учреждениям.


Продолжились чтения выступлением ведущего научного сотрудника Института Философии РАН, руководителя проекта ИНОТиИ РГГУ "Интерактив +" Ярославцевой Е.И. Слушателям было предложено посмотреть, как реализуются уже сегодня те формы интерактивных сетевых интернет взаимодействий, которые можно успешно предлагать участникам образовательных коммуникаций. С их помощью можно реализовать стандартные образовательные задачи, несколько модифицировав критерии оценки результатов деятельности студентов, а так же развивать новые формы, основанные на принципах интерактивности, диалогичности, опирающиеся на развитие функциональных способностей человека. Причем, если эти функциональные способности ограничены по причине инвалидности, то компьютерные технологии могут это компенсировать, позволяя человеку осваивать образовательные программы. В выступлении Ярославцевой Е.И. было обращено внимание на необходимости, а так же возможности использовать валеологические подходы, позволяющие снижать нагрузки, балансировать эмоционально-психологическое состояние человека в новой цифровой среде. Эта возможность была показана на сайте univertv.ru, где выложено 6 лекций курса "Методические решения по использованию интерактивных цифровых технологий для устойчивого развития человека" рассматривающих возможности объединения интересов человека и социального прогресса.


Во второй половине дня, чтения продолжились обсуждением построения информационно-познавательной среды. Модератором этой части гуманитарных чтений стал руководитель Учебно-научного центра по разработке информационно-образовательных проектов Шеховцов С.Г. С самого начала были уточнены смыслы, в которых использовался термин "информационно-познавательная среда". Познанием, в отличие от обучения, называлось удовлетворение человеком своей внутренней потребности понимать. Т.е. вопрос "почему так?" в отношении любой формы научного знания исходит изнутри, его удовлетворение не является внешним биосоциальным аттестационным требованием, столь характерным для обучения. Эти две мотивации - на социализацию и на построение собственной картины понимания - абсолютно не совместимы. Но только вторая позволяет человеку открывать смыслы освоенных форм деятельности и организации знаний. И только эта мыслительная работа в процессе освоения научных форм знания развивает универсальные мыслительные навыки человека, тогда как формальное соответствие их весьма успешно разрушает. Участниками в дискуссии было отмечено, что школа может весьма успешно развивать исключительно навыки социального мышления. О реальной и хорошо проверенной технологии обучения словесно-логическому мышлению говорилось в специально присланном в адрес чтений аудиописьмо из Воронежа от практикующего педагога, ученого Ю.А. Поташкиной. В качестве одного из инструментов познания на чтениях были представлены информационные уравнения. Их цель передать непередаваемое - смысл, т.е. дать возможность человеку его открыть, указав на связь с чем-то хорошо ему известным и потому истинным. На фоне обстоятельной избыточной для любой формы обучения системы данных, но контекстно размеченных, компьютер способен вычислять множество таких связей, а умные фильтры выдавать по очереди самое близкие обыкновенному человеческому опыту. Главная помеха для проникновения таких технологий обучения - отсутствие познавательного опыта и у чиновников, и у преподавателей. Что естественно - карьера любая, в том числе и научная не совместима с познанием, она не оставляет для него времени и места. А коль скоро нет личного опыта открытия - или озарения, откровения - нет и понимания возможности его инициации. Для таких людей обучение и познание неразличимы, а их - без внутренней потребности понимать - по заметкам присутствовавших на чтениях составляет 95-97%.


"Медиаконтейнеры" для гуманитарного знания - традиции и инновации - очедная тема обсуждений, модератором которой был руководитель Лаборатории системной интеграции ИНОТиИ. В своем выступлении С.А.Сафронов остановился на изменении процедуры доставки контента от его производителя к потребителю в информационную эру. Был рассмотрен вопрос о том, как технологии делают потребителя гуманитарного знания главным в цепочке распространения информации, а также дают каждому человеку простые инструменты распространения знания без посредников. При таком подходе "по запросу", своего потребителя, пусть даже в единственном числе, может найти любая информация. Перед тем как получить распространение среди потребителей контент сегодня проходит обязательную цифровую обработку. В дальнейшем выбор формы представления зависит от вкуса, удобства и менталитета людей. Сегодня книжные сети заказывают у издателей не более 500 экземпляров новых книг. Читатели становятся разборчивыми и предпочитают не только традиционные бумажные "контейнеры", но и специализированные гаджеты. Устройства чтения электронных книг, гипертекст, планшеты, обеспечивающие эффективный доступ к сложным сочетаниям различных видов информации - аудио, видео, текста и т.д., устройства автоматической переозвучки печатного текста. Речь идет о формировании нового поколения, цифровых устройств, наиболее дружественных природе человека, интуитивных, эргономичных, подстраивающихся под его запрос и физиологию. При этом технология позволяет персонализировать знания, объединять их в автоматизированные подборки (RSS) и печатать их в единственном экземпляре по технологии on-demand. Таким образом, заметил Сафронов, остро стоит вопрос об оцифровке и открытию доступа к знанию, уже накопленному. При этом возникают вопросы авторского права и удобства пользования. Сафронов привел пример успешного проекта оцифровки исторических изданий, который реализуются в Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина.


 В гуманитарных чтениях 2010 посредством видеоконференсвязи приняли участие коллеги из Дальневосточного государственного технического университета, Станкина и Института прикладной математики РАН. Руководитель Лаборатории по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики ИНОТиИ РГГУ Пряничников В.Е. предложил тему обсуждения "Разработка интеллектуальных и адаптивных робототехнических систем как гуманитарная проблема". Пряничников В.Е. в своем выступлении отметил, что построение специализированного учебного пространства с комплексом робототехнического оборудования, разработка специализированных учебно-методических комплексов и работа с профессорско-преподавательским составом для проведения занятий с использованием робототехнического оборудования в настоящее время становиться весьма актуальной, так как жизнь современного мегаполиса практически невозможна без специализированных робототизированных систем, и современному человеку необходимо адаптироваться в новых условиях жизни, где рядом функционирует большое количество подобных систем. Особую актульность эта работа приобретает в условиях повышенной угрозы террористических актов и природных катаклизмов. В аудитории был продемонстрирован в работе мобильный робототехнический комплекс, управляемый коллегами из Владивостока по каналам VPN через сеть интернет, встроенная система датчиков робота позволяла удаленным операторам контролировать и вмешиваться в управление перемещением мобильного робота в аудитории РГГУ. В заключении демонстрации специалисты отметили, что созданные в РГГУ методики и комплекс технических средств позволяют вывести процесс обучения студентов на качественно более высокий уровень понимания таких проблем, как синхронизация работы микропроцессорных и мехатронных устройств с РС в реальном масштабе времени и построение эвристик для разрешения противоречий в потоках сенсорно-управляющих данных.


 Завершил гуманитарные чтения круглый стол "Роль речи в интенсификации усвоения, интеграции памяти, глубины понимания в развивающем обучении.

Модератор круглого стола руководитель учебно-научной лаборатории развивающих технологий ИНОТиИ Бельковец Л.П. рассказала о работах посвященных поиску внешних условий стимуляции познавательной активности субъекта обучения. В связи с этим рассматривались понятия: усвоения, понимания, отношения. Бельковец Л.П. отметила, что сегодня предлагается следующая последовательность контекстуальной "ориентировочной основы" различных видов чтения: динамического чтения (скорочтения) для быстрой ориентации в структуре текста и его логических компонентах: ключевых словах, ядерных предложений, абзацев; следующий этап формирования механизма - профессионально ориентированное чтение, с которым мы связываем возможность мотивации и даже установки (Узнадзе), как консолидацию лингво-психо-физио-логических компонентов внутреннего содержания субъекта. В процессе чтения формулируются умозаключения, суждения, на базе которых возникают умозаключения и понятия, которые в слове анализируются как их значения. На этом этапе обучение чтению формируется глубина понимания смыслового содержания текста. Следующим видом чтения как инструментом формирования интегрального механизма является изучающее чтение. В условиях этого чтения формируется через логические операции с языком, организованными в поуровневую иерархию, язык как средство речи - общения и познания, как средство четырех видов речевой деятельности (рецептивной - чтение, письмо и продуктивной - слушание и говорение). Логические операции с языком в процессе чтения текста, являясь средством речи, представляют собой и способы мышления (деятельности и познавательного процесса).

В Гуманитарных чтениях 31 марта в ИНОТиИ РГГУ приняло участие 54 представителя из: Московского центра качества образования,ФГУ ГНИИ ИТТ, Академии гражданской защиты, ИИЕиТ РАН, учителя московских школ, колледжей и лицеев, Политехнического музея в Москве , представители прессы "Учительская газета", "Inavate", вузы: МГПУ, МГППУ, МГВТУ им.Н.Баумана, МГУ, МАИ, РАГС, ВШЭ. Все участники Гуманитарных чтений 2010 высоко оценили научный и образовательный уровень проведенных чтений.


2 3 4 5

6  7



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц