27.10.2011

Насилие в образовательной среде: обсуждение прошло с помощью социальных сервисов

О том, что проблема действительно существует, говорят результатыпроведенного онлайн-опроса, в котором приняло участие около 200 человек. 42, 7 процента из числа ответивших на вопросы анкеты подвергались насилию «как и все». Насилие в образовательной системе не стало нормой, но 62 процента свидетельствуют, что оно совсем не редко в стенах школы. Чаще всего, по мнению аудитории, страдают от насилия ученики и учителя.

Дебаты были посвящены конфликтным взаимоотношениям учителя с учениками, родителями, коллегами и администрации. Форумы оказались переполнены фактами несправедливого, подчас криминального, отношения к педагогам со всех сторон. Некоторые участники высказывали другое мнение:  сама учительская корпорация  неспособна приспособиться к новым реалиям жизни.
«Насилие происходит не от избытка силы, а от страха и бессилия, - считает постоянный участник Всероссийского интернет-педсовета, конфликтолог Любовь Цой.   - Насилие  - это патология, она есть и ее надо лечить, учиться управлять силой».

«Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника», писал Александр Солженицын.  Может быть учителям, действительно, не хватает именно  этой подготовленности к насилию?

«Надо думать не о том, как защититься в конкретной ситуации (это другая тема — тема безопасности), а о том, как не довести до этого, - считает министр образования Правительства Московской области Лидия Антонова. Если учитель пользуется авторитетом, любовью, то эта ситуация сводится до очень небольшого риска. Педагогу надо знать своих детей и родителей, работать на предупреждение. Ведь  дети с определенными наклонностями, они же  не один  раз в школе появляются...».

Писатель Григорий Остер, автор бессмертных «Вредных советов», считает, что эскалации насилия в школах нет. «Насилия в школе всегда хватало. Во все времена жестокости в школе было ровно столько же, сколько за стенами школы, во всём обществе». Главная проблема школы, по мнению писателя, совсем в другом: педагогам не обеспечено достойное существование.

С Остером согласен директор известной московской школы центра образования №686 «Класс-Центр», вице-президент Лиги образованияСергей Казарновский: «Причина проста: насилие  происходило всегда, но не показывалось. А сейчас показывается и никак не осуждается. Агрессивно и оскорбительно по отношению к другим людям могут  себе позволить вести и политики, и звезды шоу-бизнеса. У них нет внутреннего цензора, а они ведь те,  на которых смотрят. Когда в прошлом году в течение нескольких месяцев телевидение показывало, фактически смаковало, как в класс вошел мужчина и избил учительницу, а она девочка, даже на учительницу не похожа.  Потом мы узнали, что он был работник МВД, связан с наркотиками и просто нездоров, но наказания никакого не понес».

Что же делать, если ситуация уже вышла из под контроля? Этому вопросу был посвящен целый форум, где участники делились рецептами и жизненным опытом. Предлагалось оборудовать образовательные учреждения видеокамерами, установив их во всех классах, коридорах, залах и других помещениях, вести разъяснительную работу и вечное «не кричать!».

 «Гласность, гласность и гласность. Всё, что замолчали, снова всплывёт. Каждый случай должен получать широкую огласку с неизменным наказанием виновных. Неотвратимость наказания за насилие  – лучшая профилактика насилия». Таково мнение ученика московской школы № 1239Михаила Самарского.

1 ноября Общероссийский профсоюз образования совместно с Интернационалом образования и Московским городским психолого-педагогическим университетом проводит конференцию «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».


теги:Социальные сервисы

Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц